Необходимость расширения Мадрида вызвала к жизни градостроительный проект арх. Артуро Сориа-и-Матта. В 1892 г. он предложил построить в окрестностях Мадрида линейный город на 30 тыс. жителей. По проекту Сориа-и-Матта центры небольших пригородных городов объединялись между собой широкими транспортными магистралями — своеобразными планировочными осями, которые с двух сторон застраивались жилыми кварталами. Поперечные улицы связывали центральную магистраль с жилой застройкой и с расположенной за ней сельскохозяйственной зоной. Это был первый проект города-линии, оказавший впоследствии влияние на градостроительные поиски архитекторов многих стран.
Линейная застройка по проекту Сориа-и- Матта была частично осуществлена в окрестностях Мадрида. Однако градостроительные поиски Сориа-и-Матта не ограничивались Предложением создать дополнительные жилые районы вблизи Мадрида, используя существующие населенные пункты. Он рассматривал свой проект как частный пример решения более широкой градостроительной задачи. Сориа-и-Матта предлагал связать существующие города линейными городами, а образующиеся между ними пространства использовать как сельскохозяйственные и промышленные зоны.
Быстрый рост населения и территории Мадрида привел к тому, что его старый центр, сформировавшийся в конце XVIII в., перестал удовлетворять новым потребностям города и, в частности, требованиям транспорта. Поэтому в начале XX в. городской центр и прилегающие к нему улицы и кварталы подвергались перепланировке. Однако реконструкция центра не была кардинальной и проводилась крайне медленными темпами, отставая от потребностей быстрорастущего населения Мадрида. Городской центр и после перестройки сохранил свою почти прямоугольную конфигурацию с характерными открытыми пространствами площадей; в наиболее значительную из них — Пуэрта дель Соль — вливаются десять важнейших артерий города. Начатая в 1900 г. прокладка новой главной городской транспортной магистрали была завершена лишь к 1930 г.
Второй по численности населения город Испании — Барселона, главный город Каталонии, крупнейший порт и индустриальный центр страны — так же, как и Мадрид, перестраивался крайне медленно. Только в 1854 г. начались разборка старых крепостных стен и постепенное формирование современной планировки города. Старый городке его узкими извилистыми улицами прорезала новая широкая городская магистраль Гран Виа Лайэтана, связавшая центральную площадь города — площадь Каталонии — с его окраинами. В конце XIX — начале XX в. эта новая улица была застроена крупными торговыми зданиями и финансовыми учреждениями.
В начале XX в. в территорию города вошли пригородные промышленные поселки Бадалона и Оспитален, насчитывавшие вместе до 30 тыс. жителей. Развивалась промышленность и в самом городе.
Большое влияние на внедрение в строительство новых материалов и конструкций оказала барселонская выставка 1888 г., где демонстрировались достижения каталонской индустрии в области строительной промышленности. Однако и в Каталонии, наиболее передовой в промышленном и архитектурно-строительном отношении области Испании, технический прогресс способствовал главным образом ускорению темпов городского строительства в целом, не оказывая существенного влияния на архитектуру отдельных типов зданий.
Массовую застройку испанских городов рассматриваемого периода характеризуют крайняя запущенность жилого фонда и низкий уровень благоустройства. И без того резкие социальные контрасты в области жилой застройки еще больше подчеркивались пышной эклектической архитектурой зданий торгово-промышленных фирм, банков и страховых компаний, сооружавшихся в Мадриде, Барселоне, Бильбао и других крупных городах.
Если застройка и расширение городов, связанные с развитием капитализма, хотя и значительно медленнее, чем в других странах Европы, но все же происходили в Испании, то новые принципы строительства жилых и общественных зданий почти не отражались на развитии испанской архитектуры.
Реакционность и консервативность тесно связанной с феодальной бюрократией испанской буржуазии — основного заказчика и потребителя архитектуры того времени— привели к тому, что почти до 20-х годов XX в. испанский городской жилой дом сохранял традиционную планЦровку квартир, выработанную в предшествовавшие века. При строительстве даже богатых жилых домов по-прежнему не придавалось значения вопросам современной гигиены и благоустройства. Основное внимание уделялось внешнему оформлению гостиной и столовой. Спальни освещались вторым светом. Устройство уборных и ванн часто вообще не предусматривалось. Все новое в благоустройстве жилого дома воспринималось испанской буржуазией как аморальное. Решающее значение придавалось декоративной пышности и роскоши фасадов.