Царицын павильон (арх. А.И. Штакеншнейдер, 1842-1844149), расположенный на небольшом островке посреди нового обширного Большого пруда, наиболее последовательно подражал внешнему облику и внутреннему устройству античных домов и вилл, открытых при раскопках Помпей. Император заказал его в подарок жене, а потому его архитектура отразила увлечение императрицы античностью, ее мечты об Италии. Павильон, как и его далекие античные прототипы, находился на берегу, где располагались открытые террасы и лестница-пристань. К нему примыкали Южный садик с фонтаном «Нарцисс» (скульп. К.М. Климченко) и нарядный Собственный садик императрицы, разбитые в регулярном стиле и отдаленно напоминавшие сады древних римлян. Остальное окружение павильона было пейзажным; в него были органично вписаны «античные развалины» — великолепные мраморные обломки грандиозных римских капителей и частей колонн, фрагменты скульптур и архитектурных деталей, присланные из Италии папой Пием IX в подарок Николаю I и разбросанные в живописном беспорядке.
На другом искусственном острове в Большом пруду — Ольгином, вскоре по заказу императора появился еще один царский подарок — небольшая постройка в формах южноитальянских вилл Нового времени, предназначенный Николаем Павловичем в качестве свадебного подарка дочери — великой княжне Ольге Николаевне. Поскольку его облик должен был напоминать ей о первой встрече в Палермо в 1846 году со своим будущим мужем, наследным принцем Карлом Вюртембергским, члены царской семьи стали называть павильон Оливуцца, хотя он совсем не похож на реальную сицилийскую виллу, где в тот памятный год жила венценосная семья. Свадьба состоялась в Петергофе 1 июля того же года, в день рождения Александры Федоровны и в день ее свадьбы с Николаем Павловичем. Строительство Ольгина павильона (арх. А.И. Штакеншнейдер, 1846-1848), начатое в апреле 1846 года, было к июлю вчерне закончено, стены были снаружи и внутри затянуты холстом и разрисованы «под штукатурку». Постройка стала приятной неожиданностью для молодоженов, хотя отделочные работы продолжались еще два года. Вскоре небольшой «итальянский домик», как его называли, был окружен чудесным садиком, навеянным садом-Элизиумом героини Ж.Ж. Руссо из «Юлии, или Новой Элоизы».
Несколько новых парковых построек украсили многочисленные пруды парка Озерки. Павильон Озерки, или Розовый (арх. А.И. Штакеншнейдер, 1845-1848) — подражание римским виллам, был расположен у начала чугунного Самсоновского водовода, на перемычке между Самсоновским бассейном и Круглым прудом. Он состоял из двух одноэтажных объемов, соединенных небольшой галереей, и высокой трехэтажной башни, увенчанной колоннадой тосканского ордера, служившей главной видовой площадкой этой части парка. Перед южным фасадом постройки находилась пергола из шестнадцати монументальных герм серебристо-серого гранита, исполненных скульптором А.И. Теребеневым, и полукруглая гранитная терраса с решеткой, где находились затворы фонтанных труб. Этот павильон был так же отделан по мотивам помпейских росписей.