Евфимиева палата на Владычном дворе

Псков, плечом к плечу вместе с Новгородом, отстаивал независимость русских земель на западных рубежах и защищал их от посягательств немецких захватчиков. К середине XIV в. Псков стал самостоятельной боярской республикой, независимой от Новгорода. Город был превращен в неприступную крепость, расположенную на скале у слияния рек Великой и Псковы.

Он имел не только укрепленный детинец, но и пять оборонительных поясов в виде Довмонтовой стены, пристроенной к детинцу, затем Средний город и, наконец — Окольный город. К XV в. строительство из камня достигло особенного размаха. В постройках прослеживается тесная связь с новгородскими прототипами, но вскоре в Пскове создалась своя самобытная строительная школа.

В городе и его окрестностях, в селах и монастырях строилось большое количество церквей.

Псковские церкви отличались особенно малыми размерами. Внутреннее пространство приходилось расширять за счет подтесывания углов опорных столбов в нижней части. Новым конструктивным приемом псковских строителей стало возведение ступенчатых сводов путем размещения соседних подпружных арок на разных уровнях, как в церкви Василия на горке (строительство начато в 1413 г.).

Уровень подпружных арок повышался ближе к центральному барабану. Таким образом создавалось впечатление убегающего ввысь внутреннего пространства, а внешний вид здания представлялся более расчлененным за счет восьмискатного, а иногда и шестнадцатискатного покрытия, что приближало храм к человеку и вписывало его в многообразие городской застройки.

С целью расширения внутреннего пространства храма к основному объему пристраивались дополнительные помещения, которые купцы использовали как хранилища для своего ценного имущества. Храм обрастал пристройками подобно избе, окружавшейся хозяйственными помещениями.

Этот процесс растягивался на годы и осуществлялся разными мастерами. Иногда такие пристройки объединяли сразу несколько маленьких храмов. Постепенно псковские мастера вырабатывают свои практичные подходы к строительству. Это прежде всего сказывается на отказе от позакомарного покрытия храмов и переходе к плоскому поскатному покрытию.

Данные подходы диктовались условиями северного климата и существенно облегчали процесс строительства и эксплуатации зданий в холодный период года. Отказались псковичи и от кирпича, заменив его местным плитняком на известковом растворе. Такая кладка была более дешевой, что вполне устраивало практичных псковских строителей, которые чаше возводили камерные церкви для небольшого круга прихожан, не задаваясь целью строить значимые для города или церковных иерархов соборы.

В конце концов в Пскове сложились три основных типа сводчатых конструкций, широко применяемых при строительстве храмов. Основополагающим оставался свод на парусах, разработанный еще в Византии и успешно применявшийся соседями-новгородцами. Ступенчатый свод и свод с распалубкой были разработаны мастерами псковской школы и вошли в сокровищницу русского зодчества начиная с XV в.

Строительство Московского княжества XIV—XV вв. тяготело к владимирской школе. Крестово-купольная система оставалась основной в строительстве церквей. При этом кладка из тесаного камня с забутовкой уступала по качеству владимирской. Швы из известкового раствора делались более грубыми и толстыми, а камень не обрабатывался стольточно, как во владимирских постройках. При этом строители пользовались своими каменоломнями, которые находились поблизости от Москвы вдоль течения Москвы-реки. Кровли делались чаще деревянными, а полы выстилались каменными плитами.

Со временем начало сказываться влияние новгородской и псковской школ. Пилястры теряют конструктивное значение, приобретая больше декоративности. Они уже не соответствуют положению внутренних опор, которые, в свою очередь, меняют крестообразную форму в плане, получая простую квадратную форму по типу псковского зодчества.

Устройство повышенных подпружных арок создает тенденцию к выделению венчающей части здания с барабаном и куполом. Этой же цели служат ряды декоративных кокошников у основания барабана, которые дополняют конструктивные закомары. Ярким примером всех этих новшеств может служить Успенский собор на Городке, построенный в Звенигороде в 1399 г..

Период феодальной раздробленности, с одной стороны, приостановил развитие русского зодчества, с другой — позволил встать на ноги самобытным русским строительным школам, в которых каменных дел мастера создали свои приемы строительного искусства, значительно отличающиеся от византийских прототипов.

Каждая школа несла свое мастерство и свое художественное понимание архитектуры. Разнообразие в конструктивном подходе и художественной трактовке образа сооружения существенно изменило основные тенденции архитектуры данного периода в сторону большей теплоты и человечности.

Отойдя от канонических правил строительства, выработанных византийскими мастерами, русское зодчество окончательно сложилось как самостоятельное, независимое направление в мировой архитектуре.