Начало XVIII в. было временем крутого перелома в жизни страны.
Проведение правительством Петра I широких государственных преобразований, необходимость которых выдвинуло экономическое и политическое развитие России, ее международное положение, потребовало большого напряжения материальных и творческих сил страны.
Понадобились реорганизация государственного аппарата, русской армии и строительство морского флота, создание новых крепостей и городов, новых отраслей промышленности.
Прогрессивные преобразования в стране поставили перед архитектурой новые большие проблемы, определили ускоренное развитие тенденций, наметившихся в русском зодчестве второй половины и конца XVII в.
В начале XVIII в. пересматриваются цели и задачи архитектуры, происходят коренные изменения в организации строительного дела, возводятся новые типы промышленных и общественных зданий — судостроительные верфи, госпитали, театры и музеи, здания коллегий и канцелярий.
Характерными чертами архитектуры петровского времени были рационалистичность и простота, особенно свойственные дворцам, общественным сооружениям, жилым зданиям. Регулярность и четкое ордерное построение их сочеталось с барочной пластичностью архитектурных деталей.
В строительстве новой столицы, где наиболее ярко проявилось новое направление развития зодчества, осваивались передовые градостроительные методы. Петербург строился уже не как город-крепость, но как город открытого типа с регулярным характером планировки и застройки.
На фоне рядовой застройки главные общественные сооружения выделялись не столько богатством убранства, «сколько значительностью своих размеров — протяженностью и высотой. Занимая целые кварталы, такие здания во многом предопределяли облик целых улиц или площадей и становились главенствующими в новых архитектурных ансамблях. Эта особенность наблюдалась и в застройке Москвы того времени.
Сдержанность и рационализм архитектуры петровского времени господствовали и в последующие 30—40-е гг., но это время отмечено уменьшением масштабов градостроительных работ и возрастающей ролью дворцового строительства.
В середине столетия ведущим становится дворцовое строительство; на первый план выдвигается тип городского и загородного дворца и храма вместо производственных и общественных зданий, главенствовавших в предшествующее время. Достигает расцвета стиль русского барокко.
Вместе с тем при пышности и богатстве барочных дворцовых ансамблей середины столетия в планах сооружений сохраняются черты рационализма петровского периода, что находит свое выражение и в геометричной ясности и простоте их объемов.