Василий Петрович Стасов (1769-1848) в 1816 г. вошел в состав главных архитекторов Комитета для строений и гидравлических работ. Характерные особенности его построек: суровая монументальность, сильная пластическая и светотеневая разработка фасадов, греко-дорические формы и пропорции.
Лучшие архитектурные разработки В. П. Стасова: провиантские склады в Москве, придворные конюшни на Мойке, Триумфальные ворота у Московской заставы, Троицкий и Преображенский соборы, Павловские казармы на Марсовом поле в Петербурге.
Кроме того, он проявил себя как мастер интерьеров в стиле русского классицизма. По его проектам выполнены величественные залы (Большого и Гербового) Зимнего дворца.
Здание казарм Павловского полка (1817-1820). В. П. Стасов одновременно с К. Росси провел перепланировку в районе Михайловского сада и Марсова поля, продолжив улицу Садовую до Невы. Здание Павловских казарм должно было увековечить победы русской армии. Общая горизонтальность композиции фасада подчеркнута сдержанно декорированным аттиком. В центре грандиозный двенадцатиколонный портик.
Московские триумфальные ворота в Петербурге (1834- 1838) — памятник в честь русских побед над Персией и Турцией. В. П. Стасов создал торжественный въезд в столицу, как бы монументальные пропилеи города. Дал новую трактовку дорического ордера: заменил триглифы фигурами рельефных крылатых гениев, углубил рельеф каннелюр.
Краткий анализ творческих градостроительных разработок В. П. Стасова дает некоторую возможность судить об этом мастере, который достойно представлял русский классицизм лаконичными формами зданий и градостроительными ансамблями.
После страшного пожара в 1812 г. в Москве город стоял разрушенным, и это вызвало массу проблем по реконструкции. В 1813 г. была организована Комиссия для строений г. Москвы, существовавшая до 1842 г. Она разработала проект реконструкции Москвы, согласно которому сохранялось главенство Кремля и намечалась система центральных площадей, ориентированных на Кремль и расположенных в системе полукольца.
Дворянская усадьба XVIII в. уступила место городскому особняку, вынесенному главным фасадом на красную линию улицы. Это увеличивало плотность застройки и формировало облик города. Основными приемами архитектурной обработки фасадов были рустовка нижнего этажа, перемычки и замки над гладкими проемами окон; портик или неглубокая ниша — лоджия или мезонин с фронтоном.
Применялась двуцветная окраска домов. Кроме строительства рядовых особняков, в это время строились и восстанавливались крупные общественные здания.
Большой театр (архитекторы О. И. Бове, А. А. Михайлов и Д. И. Жилярди (1821 — 1824)) представлял собой компактный прямоугольный объем с выдвинутым восьмиколонным портиком ионического ордера. С противоположной стороны — лоджия с парными колоннами. Высота колонн главного портика — 15 м.
Портик венчается колесницей Аполлона, расположенной в глубокой нише арки. В средней части здания размещены входная часть с парадными лестницами, главное фойе, пятиярусный зрительный зал на 2150 зрителей и сцена. После пожара 1850 г. А. К. Кавос заменил четырехскатное покрытие двускатным с фронтонами, уничтожив арку-нишу. Он заменил ионический ордер сложным и изменил все детали наружной отделки, ухудшив лучший образец русской классики начала XIX в.
Здание Московского университета (1784-1786) — творение двух единомышленников — В. И. Баженова и М. Ф. Казакова, восстановлено после пожара 1812 г. архитектором Д. И. Жилярди в 1817-1189 гг. Сохранив старую планировку и общие объемы, он внес изменения в композицию главного фасада. Ионический ордер заменил дорическим; изменил ритм оконных проемов актового зала; удалил со стен лопатки и пилястры. По проектам Д. И. Жилярди созданы усадьбы.
Усадьба Усачевых (Найденовых) — усадебно-парковый ансамбль Москвы на высоком берегу реки Яузы. Главный дом в два этажа поставлен по красной линии Садовой улицы. Замечателен павильон «Чайный домик» со своеобразной полуротондой ионического ордера.