Своеобразие русского зодчества на протяжении веков обусловливали различные социально-исторические, природные и функциональные факторы, которые создавали устойчивые традиции и предопределяли национальную самобытность.
В целом ее характерные черты: гармоническая связь поселения или отдельной постройки с ландшафтом; соразмерность здания с человеком (масштабность), силуэтность, живописность, полихромность, тенденции к формированию архитектурных ансамблей и синтезу искусств.
Во многом архитектура объемов и пластика отражали конструктивное внутреннее пространство и стеновой материал. Крестово-купольная структура церквей не препятствовала большому разнообразию их художественных особенностей.
В этом нас убеждают соборы Киева, Новгорода, Чернигова, где использовались в сложной кладке стен плинфа и естественный камень. При той же структуре достигался иной облик памятников архитектуры — из белого камня — во Владимиро-Суздальском княжестве.
Постройки из красного кирпича в сочетании с белокаменным декором стали в XVI-XVII вв. характерны для узорчатого стиля и нарышкинского барокко в Москве и провинции. В архитектуре XVIII-XIX вв. широко использовалась штукатурка фасадов и выделение цветом на их фоне деталей, в чем продолжается традиция полихромности.
Одной из причин полихромии в русской архитектуре являются длительные периоды года, когда природа отличается суровостью и ограниченностью цветовой гаммы. Поэтому естественная потребность человека в цветности восполнялась полихромией в архитектуре.
Традиционная особенность русского зодчества — это увязка сооружения с природным окружением, что особенно ярко проявилось в ансамблях монастырей, их возникновении на берегах рек, озер или моря.
Особое место в XVI-XVII вв. заняли храмы-памятники, которые, как монументы, увековечивали своим обликом исторические события, поэтому основное внимание зодчие уделяли силуэтности.
Эпоху XVIII в. отличали сменявшие друг друга архитектурные стили: петровское барокко — русское барокко — русский классицизм. Они наряду с общностью с европейской архитектурой были связаны с национальными традициями, что проявлялось в объемности, выразительной пластике и использовании ордерной системы не только в декоративном, но и конструктивном назначении.
Традиционными в эту эпоху оставались яркость красок фасадов, строгость и изысканность интерьеров.
Своего апогея архитектурно-градостроительное искусство достигло в первой четверти XIX в. в формировании системы площадей — ансамблей Санкт-Петербурга. Они сделали город неповторимым по композиционному замыслу, строгости и красоте.
Конец XIX — начало XX в. характеризуется поиском новых архитектурных решений, наблюдаются два противоположных направления: модерн и эклектика.
Одно из них — модерн — действительно было направлено на поиск нового с использованием металлических и железобетонных конструкций. Другое — эклектика — строилось на подражании старому, компиляции различных стилей в одном объекте.
Большое распространение в России получил «псевдорусский стиль». В Европе в это время процветали, кроме модерна, «псевдоренессанс», «псевдоготика», неоклассицизм и др.
Несмотря на всю противоречивость поисков идей, города включали в свою архитектурно-историческую среду новые для своего времени объекты. Застройка многих городов формировалась именно в этот сложный период конца XIX — начата XX в.
На сегодняшний день это данность, которая составляет контекст для современной застройки.
Рассмотрев большой пласт отечественных архитектурно-градостроительных памятников прошлых веков, можно убедиться и в их современной значимости.
Проблемы преемственности в застройке исторических городов в настоящее время стали особенно актуальными, значит, в практике архитекторов необходимы знания и достижения предшественников.
К сожалению, обращение к историческому наследию трактуется не всегда правильно, особенно негативное отношение вызывают «новоделы», слепое копирование или музеификация зданий, а также волюнтаристское разрушение подлинных памятников архитектуры.
Чтобы избежать в своем творчестве подобного рода ошибок, не следует пренебрегать знанием истории архитектуры, а также теоретическими исследованиями и выводами крупных ученых-архитекторов.
В книге «Архитектура и история» академик А. В. Иконников дал определение такого важного понятия, как историзм: «Историзм в нашем понимании — не название конкретного направления в практике определенного времени, а тенденция, проходящая сквозь все периоды развития архитектуры, начиная с Возрождения. Историзм определяется обращением к культуре прошлого… для решения проблем настоящего».