Стили древнерусской архитектуры

храм Покрова на Нерли

Стили древнерусской архитектуры не очень нам знакомы. Те древние здания которые до нас дошли, многократно перестроены и переделаны. При переделках архитекторы подгоняли древность под новую «моду», и только благодаря реконструкциям Барановского, например, мы можем представить, как выглядели древнерусские храмы.

Это стало возможно благодаря тому, что с 11 по 16 век, пока сменялись русские стили про словам В. Даля «все украшения и наружные части строений были продолжением внутреннего устройства и конструкции здания, а не представляли набор прилепленных к стене украшений».

Начиная с 17 в. влияние европейской архитектуры таково, что об этом периоде нужно говорить отдельно. В целом, там уже не было такой связи между конструкцией и внешним видом. А 20 век отличается смешением стилей, есть даже такой стиль – эклектика.

В основном, храмы, о которых может идти речь, относятся к типу крестово-купольных.
Базилик у нас не было, а шатровые до 16 в. были, в основном, из дерева.

Крестово-купольный храм – здание с очень сложным внутр. пространством, который получается, если в здании, квадратном в плане, два пересекающихся рукава, перекрытых сводами, образуют крест.

В средокрестии (на месте пересечения рукавов) стоят 4 вертикальные опоры — столпы, соединенные арками. На арки опирается купол на барабане.

Угловые пространства между рукавами перекрываются сводами и могут нести свои купола.

Внутри храма получаются коридоры – нефы. В простом случае – их 3. Апсид – тоже 3. Схема может усложняться: прибавляются нефы, галереи, башенки, купола, столпы внутри, но основа именно такая.

Полукружия, завершающие стены – не украшения, а форма перекрытий, мощные «лопатки», делящие стены на «прясла», это столпы внутри стены, форма купола – кирпичный свод – полусфера над барабаном и т. д.

Рассмотрим киевские и новгородские храмы 11-12 веков.

Киевские земли.

Вопреки мнению, что первые древнерусские храмы – византийская, а не русская архитектура, скажу, что вписаны они в наши земли, поэтому все-таки другие.

Они крупнее и великолепнее большинства византийских храмов, на взгляд некоторых исследователей, они и гармоничнее: второстепенное прекрасно подчинено главному, отдельные части (главы, башни) расположены теснее, в целом, глав больше.

Для киевских соборов характерна пирамидальность силуэта – бок. закомары ниже центральной . Фасады структурно делятся лопатками на вертикальные прясла. Лопатки могли быть мощными и простыми – прямоугольными в сечении, могли быть уступчатыми и смотреться легче. Купола – полусферы.

Основной декоративный элемент – удлиненные ступенчатые ниши с полукруглым верхом – какие-то с окнами, какие-то – нет. Их всегда больше в верхней части стен, и сами они – больше, т. к. облегчают стену. Очень любили их группировать по 3, среднее – больше.

Резьбой украшались капители, карнизы, на стены помещались барельефы с плетенкой и мифологическими сюжетами, которые можно было осмыслить по-христиански. И очень красива сама фактура стен, где чередовались ряды плинфы – плоского кирпича, известки и камень. Из плинфы выкладывались и узоры.

И почти в то же время на севере, в Новгороде тоже возводятся соборы. Только материал другой, климат – тоже. И получается другой стиль – пересечение идеи и материала.

Новгородские соборы.

В Софийском есть пирамидальность, в остальных – нет. Кубические объемы, минимум украшений. Родные купола – полусферы. Лопатки очень заметные, апсид 3. Как особенно священные зоны, купола и апсиды украшены больше.

Окна уже меньше (холодно), ниш меньше, окна группируются по 2, оформлены тоже ступенчатыми нишами. Колонка – редкость, все упрощено.

В 12 веке получил распространение и в южных землях Киевской Руси очень простой храм – 4-столпный, одноглавый. Основной объем – кубический, могли выдаваться притворы.

Украшений было немного, построены они были из кирпича, близкого по параметрам современному. В какой-то степени эти храмы – отражение феодальной раздробленности и частых войн, когда не до больших соборов. Купол тоже вполне
военный – шлемовидный.

В Новгородских землях (Новгород, Псков, Старая Ладога) в 12 веке тоже строятся небольшие храмы по заказу бояр и духовенства. Нам известны : Спаса на Нередице и Благовещения на Мячине в Новгороде, соборы Спасо-Мирожского и Ивановского монастырей во Пскове, Успенская и Георгиевская церкви в Ст. Ладоге.

Храм Ивановского монастыряря построен из местного известника, чередующегося с плинфой.

Он прост, приземист, его поверхности слегка неправильны.

Его боковые членения сильно понижены, объем крестообразен. Вероятно, построен византийцем, т. к. в Византии есть аналоги, а у нас нет. Очень крупная глава, единственное украшение – кирпичная кайма (видно на реконструкциях).
Ладожские храмы схожи с новгородскими.

Они 4-столпные, 3-апсидные и 1-главые.
Немного повышена средняя апсида. Среднее прясло шире. Окна расположены как удобно, а не как правильно, не рядами, далеко не всегда симметрично. И есть в Новгороде храм, не похожий на Новгородские – храм Параскевы Пятницы, творение смоленских мастеров.

И есть новгородский «ответ» смоленским зодчим – храм Перынского скита, упрощенно повторивший композицию Пятницкой церкви.

Но в целом, новгородский стиль отличается большим консерватизмом.
Удивительные вещи творились и строились перед нашествием татар. При слабой центральной власти в разных местах возникали очень разные памятники.

Я покажу сначала незнакомые большинству, а потом отдохнем на более-менее знакомых владимиро-суздальских храмах.

Про малоизвестное: Сначала в Полоцкой земле, а потом ив других местах (Чернигов, Смоленск) возникли дивные храмы с высотной композицией, когда все подчинено движению вверх. Одноглавый храм меньше похож на Небесный Иерусалим, больше на человека.

Пример: Спасская церковь в Полоцком Евфросиниевом монастыре, собор Спасо-Мирожского монастыря в Пскове собор Спасо-Мирожского монастыря в Пскове

Небольшой, одноглавый, с интересно решенной верхней частью.

В Смоленске полоцким зодчим был построен храм Архангела Михаила на Смядыни.
Это пример динамической композиции храма. Очень важны вертикали, их множество. Пилястры имеют ступенчатый профиль, окна очень интересно расположены. При большой высоте требуются контрфорсы, здесь их заменили притворы.

Пятницкая церковь в Чернигове перекрыта системой ступенчатых сводов (2 яруса закомар и кокошники). Это решение структурно близко к готике, где высотность достигается распределением тяжести на арочный каркас, промежутки которого заполнены чем-то не слишком тяжелым. Интересно, что тут есть включения ажурной сетчатой кладки.

К этой же группе памятников с высотной композицией относят и Троицкий Псковский собор, который был до переделок намного интереснее. Сейчас он обычный пятиглавый.

А теперь, после русской готики, обратимся к русскому зодчеству с романским влиянием, отдохнем на владимиро-суздальской архитектуре.

Известно, что во владимирских землях трудилась артель из Галича. А в Галиче строили из белого камня с резными деталями и украшениями. Там были известны такие романские элементы, как перспективный портал, аркатурно-колончатый пояс, резные капители и карнизы.

И во Владимире сложился свой стиль. Покажу храмы эпохи расцвета этого стиля. Владимир стал столицей и украшался по-царски.

За 50 лет были построены многие храмы, в т. ч., Успенский и Дмитровский во Владимире, Рождественский в Боголюбове, Георгиевский в Юрьеве-Польском и знаменитый храм Покрова на Нерли.

Храмы не дошли до нас в первоначальном виде. Успенский собор был расширен и окружен галереей, а Дмитровский и Покровский по мнению исследователей, имели галереи и потом лишились их. Удивительно, но сейчас они смотрятся вполне законченно.

В этих храмах высота больше ширины, высоту подчеркивают многочисленные вертикали.

Было 2 направления декорирования храмов – более строгое (Успенский собор) и более сказочное (Дмитр. Собор, Георгиевский в Юрьеве-Польском, Рождества в Суздале).
Оба направления выделяли украшениями апсиды, главы.

На фасадах всегда проходил декоративный пояс. И строгий, и пышно украшенный храм воспроизводил христианскую модель мироздания (небо и Церковь, Бог и Его творения).

Во Владимире декор так же изящен, как в Киеве, это тоже некоторое вторичное отражение античной культуры с прекрасным чередованием вертикалей (колонн) и горизонталей (профилированных карнизов и цоколей).

А орнаментальное начало имеет корни на Востоке и Западе: в византийском искусстве лозы и птицы тоже восточного происхождения. С плетенкой и многими зверями немного иначе: это мотивы общеевропейские, что-то похожее есть у франков, скандинавов и кельтов.

Священные изображения и украшения размещены с учетом символики частей храма:
Барабан и апсиды – самые «святые» места. Между окнами барабана Дмитр. собора – Изображения Христа, апостолов и пророков.

На апсидах не использовались страшные маски, только девичьи и львиные. Личины трактуются как нечистая сила, чередование разных масок на фасадах, возможно, отражало сложность и суетность мироздания, то, от чего человек отрешался, входя в храм.

В закомарах помещались крупные рельефные композиции – библейские, евангелистические, символические, прославляющие Царскую власть: «3 отрока в пещи», «7 отр. В Ефесе», «40 муч. Севаст.», «Кн. Всеволод с сыновьями». В Юрьеве-Польском на этом месте еще и «Троица» и «Распятие».

В храме Покрова – царь Давид, играющий на гуслях, у его ног – львы (возможно, как охранители царской власти). На боковых закомарах – грифоны, несущие ягнят. Грифон – христианский символ, изображение трактуется так: Христос удерживает душу.

Если сравнить два «резных» собора – Дмитровский и Георгиевский, то Дмитровский – несравнимо фольклорнее и сказочнее, он покрыт изображениями птиц и животных, а Георгиевский Храм несет на стенах каменный иконостас.

Преобладают христианские изображения. А на камнях Дмитровского собора Птиц и зверей -245, растений -234, сцен борьбы человека и зверя – 12, христ. Изобр. – 46.

Правда собор утратил много камней и при реставрации в 19 веке их заменили подобиями деревянной домовой резьбы. Камни 19 века намного грубее «родных».

При «ковровом» заполнении фасадов резьбой ряды изображений зрительно расширяли стены, если резьбы было немного, то акценты делались на вертикалях, храмы становились зрительно легкими. Кроме прекрасных пропорций и белого цвета для этой «легкости» очень важны все резные детали – колонны, карнизы, аркатурные пояса.