Арагон — вероятно, та область Испании, где мудехар пережил подлинный расцвет и достиг наибольшей степени своеобразия. Может быть, оттого, что гораздо менее был связан с традициями, довлевшими, например, над севильским Алькасаром.
Фактически отказавшись от гипса, местные мастера максимально и виртуозно развили декоративные возможности кирпича. А керамическое убранство, тоже производимое на месте, получило у них в основном иные приемы использования.
Целую группу превосходнейших созданий арагонской ветви мудсхара хранит Теруэль, по выражению автора-испанца Гонеало Боррас Гуалис, «платформа» этого направления. Город основан в 1170 т. Начало сооружения его собора Санта Мария де Медиа вилла относят к XIII в., от которого остался уникальный деревянный потолок. Он состоит из плоской центральной и наклонных боковых частей, ритмически соединенных затяжками.
Но более конструкции он замечателен росписью, которая наряду с орнаментами включает изображения не одних святых, но воинов-всадников, охоты и т. д. Это дополнено на балках затяжек объемно вырезанными головами и чудовищами-консолями, которые тоже ярко раскрашены.
Если это имеет весьма отдаленное отношение к мусульманскому, то двухъярусное симборио собора (1538) украшено орнаментами в манере мудехара. Целиком последнему принадлежит значительно более ранняя (XIII в.) четырехгранная колокольня. В нижней части она имеет обычную готическую аркатуру (правда, «слепую»), но в остальном оформлена весьма самобытно.
Кроме трех рядов, с разрывом или непрерывного, керамических колонок-балясин, стольких же, составленных изразцами-ромбами, редко расставленных «тарелок», тут два «перспективных» проема. На их уступах уходят вглубь такие же синие и зеленые балясины. Ромбы, снова тремя рядами, повторены под арками звона, число которых выше удваивается. По сторонам пролетов — вставки всех только что названых видов фасадной керамики.
Ввиду отсутствия точной хронологии сложно построить эволюционную цепь. Однако представляется, что следующей возникла колокольня храма Сан Педро. Сама церковь (впервые упоминается еще под 1196 г.) готическая, но с живописнейшей группой тонких граненых башенок над деамбулаторием. Все они, как и грани последнего, украшены изразцовыми филенками, заключающими в себе прямоугольные или квадратные сетки с мотивом крестика и пустот, образующих восьмиконечные звезды. Эти керамические украшения мелки по соседству с кирпичным узором низа деамбулатория. Но если такой встречается во многих объектах, то подобному употреблению керамики есть аналоги лишь здесь же, в Арагоне.
Колокольня Сан Педро по сравнению с соборной — с одним только рядом арок звона и декорирована довольно скупо, хотя почти тем же набором. Обращают, однако, внимание на красный цвет ряда балясин и «тарелок», связывая его даже с эмблематикой испанского средневекового рыцарского ордена Калатрава.
Колокольни Сан Мартин (ок. 1315-1316) и Сан Сальвадор (первая треть XIV в.) приписываются одним и тем же мастерам. Действительно, обе совпадают не только числом и размещением проемов, но и составными убранства, различаясь лишь его группировкой и большей в колокольне Сан Сальвадор щедростью. Из нового по сравнению с только что описанными объектами назовем кирпичные, а не плоские керамические филенки с, выражаясь древнерусской терминологией, ширинками для изразцов. Добавим введение последних в дополнительно украшающее эти колокольни переплетение мелких арочек, в которых гак хорошо смотрятся «тарелки». И, наконец, кирпичные треугольники и поребрик.
Кроме этих столь монументальных, сколь и нарядных сооружений, в Геруэле и его провинции своеобразны и те, что поскромнее. Такова легкая и стройная колокольня геруэльской церкви де да Мерсед (XV в.?), на чьи срезанные грани нанесен мотив креста в круге. Есть немало восьмигранных, несколько похожих на минареты (Багуэна, Олалла), тонко декорированных не только в кирпиче, но и изразцовыми поясами (Муниеса).
Мудехар, естественно, представлен и в столице Арагона — Сарагосе, ее главным храмом до постройки известной базилики Пилар служил До Ceo (XII—XVI вв.). Не обладающий, как нередко в Испании, стилевым единством, он имеет романско-готическую алтарную часть с наслоением мудсхара: зубцы, на которых вес те же, что в Торуэле, изразцовые балясинки, «тарелки» и звезды. К ним добавлен совсем мусульманский полумесяц — керамика опять вполне органично сочетается с кирпичом. Одна из стен поражает узорчатостью и может сравниться разве что с интерьерами Альгамбры. Готическим стрельчатым оконным проемам приданы тут изразцовые обрамления.
Колокольни некоторых церквей Сарагосы — также творение мудехара. Легкая восьмиугольная у датируемой 1259 г. Сан Пабло опять-таки наводит на ассоциацию с минаретом. А колокольни храмов Сен Жиль и Санта Мария Магдалена четырехгранным объемом, завершенным зубцами, да и размещением проемов близки к теруэльским. Вторая очень похожа на них и по части декора, обильно включающего керамику, в то время как у Сен Жиль убранство кирпичное, но покрывающее все ее членения.