В Англии архитектура Возрождения охватывает период с конца XV по начало XVII в.: время первых Тюдоров (1485-1558) и Елизаветы I (1558-1603). Для первого этапа характерны позднеготические сооружения — замки и дворцы с ренессансными деталями, а также фахверковые дома — городские и сельские.
Для второго периода — дворцовые и усадебные постройки, в композиции которых заметны основные особенности новой архитектуры.
В плане ансамбль Керби Холл, построенный в 1570-1575 гг., представляет собой симметричную композицию с замкнутым двором почти правильной прямоугольной формы, обстроенным по периметру зданиями.
Один из фасадов, со входом, представляет собой аркаду. Вход в основные помещения располагался в южном крыле, и его фасад был оформлен богато декорированным порталом и являлся главным. На втором этаже находилась «длинная галерея», получившая такое название за свою действительно большую длину.
Со временем такие галереи стали обязательным элементом дворца и даже не слишком богатого усадебного дома. С течением времени загородные дворцы все больше отличались от усадебных домов среднего фермера и разрыв между ними увеличивался.
Впервые в этот период на дворовых фасадах был применен большой ордер. В Керби Холле, так же как и в других постройках второй половины XVI в., часто использовали голландские формы: фронтоны замысловатых форм, обелиски по углам, трубы в форме колонн и т.д.
Уоллатон-Холл также имеет почти квадратный симметричный план с расположенными по четырем углам башнями. Место внутреннего двора занимает огромный центральный зал.
Характерным элементом английской архитектуры тюдоровского периода был эркер, который возник еще в Средние века и первоначально имел небольшую величину. Постепенно его размеры значительно увеличились по вертикали.
Располагались эркеры на фасаде симметрично, со временем став его важным композиционным элементом. Форма эркеров также менялась. Возрастала роль входного портала, которому придавали все более пышный вид.
Архитектура Англии приобрела отличительные черты благодаря широкому использованию стекла для окон (во второй половине XVI в. в Англии работало около пятнадцати фабрик по его производству).
Производство свинца, которым покрывали плоские кровли и делали оконные переплеты, также способствовало специфичности архитектуры. Однако в качестве кровли для усадебных домов обычно использовали черепицу, сланец, щепу и солому.
Центром композиции усадебного дома был холл — место обитания всей семьи, ее челяди и сельскохозяйственных работников. Холл был главным элементом не только усадебного дома, но и замка, дворца и самого скромного жилища.
Холл имел большую высоту и длину, обычно с открытыми стропильными перекрытиями, которые представляли собой великолепные образцы высокого мастерства плотников. Посреди холла располагался очаг, дым от которого выходил через специальную вертикальную деревянную конструкцию.
Окна больших размеров поднимались на значительную высоту. Вход в дом устраивали в одном из концов холла; в противоположном конце располагалось окно-эркер и стоял стол хозяина.
Со временем холл начали расчленять на отдельные помещения, и уже в середине XVI в. гостиная по значимости конкурировала с холлом, который немного позже трансформировался в вестибюль. В одном уровне с холлом находилась гостиная, выше — спальни.
В XVI-XVn вв. в Англии начали активно использовать альбомы архитектурных деталей, по которым мастера изготавливали эти детали в «итальянском» стиле. В новых условиях они интерпретировались в соответствии с местной конкретикой, приобретая специфику, характерную только для Англии.
Итальянские формы, часто увиденные через призму восприятия голландцев, нашли применение уже в начале XVI в. в крупных сооружениях: в королевском дворце Нонсэч и резиденции кардинала Уолси — Хэмптон Корте.
Типичным элементом английского жилого дома всегда были высокие печные трубы. Возникнув как утилитарная форма, со временем они превратились в важный атрибут художественного образа жилища.
Загородные дворцы начала-первой половины XVII в. обычно имели компактный план в форме букв «П», «Н» и «Е». Перекрывались здания относительно плоскими свинцовыми кровлями с узорными парапетами.
На фасадах были плоскости открытых стен с симметрично расположенными прямоугольными объемами. Постройки имели большие окна и богато украшенный портал, обычно размещенный на оси.
По фасаду первого этажа, часто обращенного в сад, располагалась лоджия. Холл в этих сооружениях обособлен от групп парадных и служебных помещений. Особое значение придавалось интерьерам, которые отделывались с исключительным богатством и пышностью.
Широкую дорогу для итальянской архитектуры мостили издание Серлио на английском языке, провозглашение Витрувия и Альберти «главными учителями» и публикация трактата «Об элементах архитектуры» Генри Уоттона.
Он призывал отказаться от голландского украшательства, критиковал распространение планировочных решений в виде букв Е и Н, делал некоторые рекомендации по объемной композиции.
К числу особенностей архитектуры Англии этого периода можно отнести:
- до середины XVI в. планы и фасады относительно крупных построек были иррегулярны;
- после середины XVI в. планы и фасады начали приобретать вид симметричных композиций;
- центром композиции любого жилого сооружения до середины XVI в. был холл как место сосредоточения всей семьи. Позже холл начали расчленять на отдельные помещения, и со временем гостиная конкурировала с холлом;
- почти обязательное наличие галереи;
- для дворцов первой половины XVII в. характерны планы в форме букв Н, Е, П;
- декоративный входной портал;
- широкое использование стекла;
- эркеры как национальный мотив;
- высокие печные трубы, превратившиеся со временем в декоративный элемент.