Началом Возрождения в архитектуре принято считать 1420 г., когда Филлиппо Брунеллески построил сооружения нового стиля: купол собора Санта Мария дель Фьоре и Воспитательный дом во Флоренции.
Филиппо Брунеллески, с именем которого начинается Возрождение в архитектуре, жил во Флоренции. Он был ювелиром, художником, архитектором, изобретателем, теоретиком. (В конце Средних веков ювелирное мастерства было одним из основных видов искусств. Оно предполагало владение чертежом, умение лепить скульптуру, знание архитектурных форм). В начале XV в. он выиграл конкурс на строительство купола собора Санта Мария дель Фьоре (собор был заложен еще в 1296 г. по проекту Арнольфо ди Камбио, но объективные причины помешали его закончить). По условиям конкурса диаметр купола и стрела его подъема должны были сохраниться в соответствии с утвержденными еще во второй половине XIV в..
Брунеллески применил новое конструктивное решение и создал яркий образ купольного центрического сооружения. Купол имеет две оболочки, из которых несущей служит внутренняя. В материалах, из которых эта оболочка возводилась, была четкая дифференциация: нижняя часть оболочки выложена из камня, более прочного и тяжелого материала. По мере подъема вверх камень заменялся на кирпич — более легкий материал. Наружная оболочка более тонкая, несет покрытие. Обе оболочки связаны между собой конструктивными арками и лестницами.
Основной несущий каркас восьмигранного купола образован восемью ребрами по углам и шестнадцатью дополнительными, размещенными по два в каждой грани. Все ребра объединены специальными кольцами, гасящими распор, из которых одно — главное — на высоте около семи метров от основания, сделано из дерева и железа. По сути это был готический свод с нервюрами, что вкупе со стрельчатым очертанием купола дало повод некоторым ученым впоследствии не признавать конструктивное решение Брунеллески новаторским. Тем не менее именно постройка Брунеллески купола Санта Мария дель Фьоре придала собору значение центрического купольного сооружения нового типа, заставив по-новому зазвучать объем храма и его внутреннее пространство. Центрические купольные композиции будут исключительно востребованы на протяжении долгого времени как в самой Италии, так и в других европейских странах, многократно варьируясь. А сам купол, доминируя в силуэте Флоренции, превратился в символ этого города. Этот купол был крупнейшим построенным со времен античности.
К 1420 г. относится строительство еще одного эпохального творения Брунеллески — Воспитательного дома или Приюта Невинных — постройки совершенно нового архитектурного направления не только в образной трактовке и конструктивном решении, но и в градостроительном плане.
Воспитательный дом — приют для детей-сирот. Хотя подобные сооружения существовали с давних времен при храмах и монастырях, их старались не афишировать, не привлекать излишнего внимания. Приют Невинных архитектора Брунеллески, который он строит в начале XV в., когда гуманизм и светский характер зарождающейся культуры создали предпосылки для принципиально новой трактовки сооружений подобного типа, — крупное общественное здание, размещаемое на площади Аннунциата. Ко входу, который не акцентирован, подводит широкая, растянувшаяся вдоль всей длины фасада, лестница, приглашая войти внутрь. Масштабный ряд фасада рассчитан на восприятие его с удаленных точек площади и прилегающих улиц. Фасад легкий, изящный, его нижний ярус образован аркадой с широко поставленными колоннами. Арки имеют циркульные очертания, и их архивольты непосредственно несут антаблемент. Окошки во втором ярусе завершаются фронтонами — впервые после долгого перерыва. Каждая ячейка лоджии перекрывается парусным сводом, также не используемым в Италии со времен Древнего Рима. Декоративными элементами, символизирующими назначение сооружения, являются круглые медальоны, на голубом фоне которых расположены белые майоликовые барельефы младенцев. Ордерная система, циркульные арки, парусный свод — все это античные формы, но они получили иные пропорции и художественное звучание, отличающее их от архитектуры античности. Новые формы фасада, его изящная аркада явились знаковыми, так как впоследствии они получили широкое распространение.
В планировочном отношении Приют Невинных представляет собой комплекс помещений, необходимых для функционирования подобного сооружения, которые компонуются вокруг внутреннего двора, также окруженного арочными галереями. Внутренние дворы с галереями были характерными элементами планировочных решений как общественных, так и жилых домов Италии.
В своих дальнейших постройках Брунеллески продолжал развивать центрические композиции. В конструктивном решении купольных покрытий он совершенствовал строительные приемы, использованные в куполе собора Санта Мария дель Фьоре, но применительно к меньшим объемам. В двадцатые годы XV в. Брунеллески получил заказ на перестройку церквей Сан Лоренцо и Сан Спирито. В левой части церкви Сан Лоренцо зодчий построил ризницу, квадратную в плане, которую позже стали называть Старой сакристией в отличие от Новой, возведенной в XVI в. Микеланджело. Несколько позже во дворе монастыря Санта Кроче Брунеллески построил капеллу для семьи Пацци.
И в сакристии, и в капелле (и та и другая представляют собой центрические композиции) Брунеллески использовал конструкцию купола на парусах, но сам купол сделал ребристым, как в соборе Санта Мария дель Фьоре. Для уменьшения усилий распора архитектор ввел в структуру вертикальные элементы в круглыми окнами в нижней части граней и опять использовал распорное кольцо. Старая сакристия явилась первым примером центрической композиции, в которой квадратное пространство перекрыто куполом на парусах.
В капелле Пацци, расположенной во дворе монастыря Санта Кроче, Брунеллески для гашения распора применил иной прием: распорные усилия купола, перекрывающего основной объем часовни, гасятся куполом над входом и над алтарем. В другом, перпендикулярном направлении — цилиндрическими сводами, перекрывающими боковые части часовни. Г армоничная соразмерность, простота и изящество отличают капеллу Пацци. Архитектор использовал белую штукатурку, а колонны, пилястры, консоли сделал из камня.
Новации появились в планировочных решениях традиционных базили- кальных храмов. Причем если в церкви Сан Лоренцо зодчий значительно развивал внутреннее пространство за счет капелл, окружающих трансепт и боковые нефы, создавая дополнительную систему залов, то в церкви Сан Спирито сплошной цепью капелл окружил весь внешний контур здания. Центральные нефы в обеих церквах были перекрыты любимыми в Италии плоскими деревянными перекрытиями с кессонированным потолком. Колонны центральных нефов в продольном направлении объединены арками, пяты которых опираются не на капители, а на своеобразные подставки, которые представляют собой повторение профиля антаблемента, идущего в интерьере по наружным стенам боковых нефов. Антаблемент поддерживают пилястры или полуколонны, соответствующие колоннам центрального нефа.