Архитектура Италии

В эпоху средневековья Италия представляла собой конгломерат политически раздробленных с различным общественным устройством образований: городов-коммун, княжеств, герцогств, епископств и т.п. Каждое из них находилось в сложной системе экономических, политических и земельных зависимостей. Заинтересованность иноземцев в землях Италии также была постоянной на протяжении многих столетий. В этот период не прекращалась борьба за верховную власть между папским Римом и Священной Римской империей. Как и во Франции, для каждой области здесь были характерны свои архитектурные особенности.

В Италии раньше других стран Европы города заняли место общественнополитических и культурных центров. В этом плане они продолжали традицию античных городов, бывших в эпоху расцвета Рима средоточиями духовной и политической жизни Средиземноморья. Интенсивное развитие ремесел и торговли, в первую очередь международной, подготовили плацдарм для раннего развития и экономического укрепления городов Италии.

Центром города являлась торговая площадь, рядом с ней собор и, в ряде случаев, здание общественного самоуправления. Горожане сами заботились о своем городе. Его водоснабжением, укреплением, благоустройством занимались специальные выборные комиссии. В быстро богатеющих городах: городах-коммунах, городах-республиках активно развивалась общественная жизнь, что находило отражение в специфике развития архитектуры, которая имела светский характер и вызывала появление новых типов сооружений: дворцов городского самоуправления, зданий торговых гильдий, ремесленных цехов, многоэтажных жилых домов, укрепленных городских и загородных резиденций и первых университетов, создание которых относится к XI-ХП вв.

Преобладание светских тенденций в культуре страны нашло отражение и в программах университетов, которые включали в себя изучение права и медицины, а не только теологических наук, как это было в университете Парижа.

Основной объединяющей чертой итальянского зодчества во все времена была его связь с античностью. На итальянскую архитектуру оказывали влияние Византия и зодчество мусульманского востока. Для романского периода итальянской архитектуры в целом характерно строительство базилик, куполов, кампанил, своеобразная отделка зданий. И, несмотря на это, для Италии характерно формирование специфических особенностей, отличающих архитектуру ее различных областей: Тосканы, Венеции, Рима, Ломбардии, юга Италии.

Раньше всех в Италии перекрывать церкви крестовыми сводами начали на севере — в Ломбардии, где сказывалось влияние французской архитектуры. Они же ввели связанную систему в плане и декоративное убранство в виде аркатур, опоясывающих по верху апсиды и барабан купола. Наглядным примером служит базилика Сант Амброджо в Милане, построенная в XI-XII вв., а также церкви в Комо  и Павии.

Для церквей Ломбардии характерны следующие особенности, трехнеф- ная (реже пяти- или однонефная) базилика с нартексом; трансепт обычно не выступает за пределы основного объема церкви; присутствие крипты; средо- крестие венчается восьмигранным куполом на граненом тамбуре. Расположение колоколен отличается разнообразием: они могут размещаться по бокам главного фасада, возле апсид или стоять отдельно.

В Тоскане — области, расположенной к югу от Ломбардии, в XI-XIII вв. ведущее место в экономике и политике занимала Пиза (Средняя Италия) — могущественная морская республика. В XI в. романский стиль находился еще в процессе становления, и одним из его ранних воплощений, оказавших в дальнейшем влияние на развитие романики, был собор в Пизе, который начали строить во второй половине XI в. по проекту Бускето. Примерно в это же время венецианцы занялись строительством базилики Сан Марко и между пизанцами и венецианцами возникло соперничество.

Во времена строительства пизанский ансамбль располагался на берегу Тирренского моря, воды которого со временем сильно отступили. Несколько позже рядом с храмом построили колокольню, баптистерий и кладбище. Весь ансамбль был завершен лишь в XIV в..

В плане собор представляет базиликальное пятинефное сооружение в форме латинского креста с сильно выступающим трехнефным трансептом. Ветви трансепта заканчиваются апсидами. Хор имеет боковые проходы. Средокре- стие венчается эллиптическим куполом на восьмигранном основании. Фасады полихромные, из белого и черного мрамора, так называемый «инкрустацион- ный стиль». Эта отделка очень характерна для пизанской архитектуры эпохи романики: выразительная и нарядная, она служила образцом для подражания в Южной Италии и странах Европы. В этой же цветовой гамме выдержаны и интерьеры, где чередуются полосы черного и белого мрамора.

Баптистерий (крестильня) начали строить позже, в XII в., сохранив единообразие обработки возводимого сооружения с уже существующим собором. Венчается эта постройка сложным полуциркульным купольным покрытием, полученным путем совмещения двух оболочек. Завершилось строительство баптистерия еще позже, что нашло отражение в готических мотивах его верхней части.

Колокольня, стоящая отдельно (прием, часто встречающийся в Италии) и вошедшая в историю как падающая башня, вероятно, и явилась причиной долгостроя. Возведение ее начал в 1174 г. мастер Бонаннус, который сразу же столкнулся с необъяснимым отклонением постройки от вертикали, в результате чего возведение колокольни было приостановлено. Многократные попытки придать башне вертикальность, предпринимаемые в процессе ее дальнейшего строительства, успеха не имели. При завершении строительства в XIV в. отклонение составляло 93 см, а в середине XX в. было уже более пяти метров.

Фасады всех сооружений ансамбля: башни собора, нижней части баптистерия обработаны сквозными и глухими аркадами, образующими арочные галереи. Возведение такого грандиозного ансамбля, каким являлся пизанский, не могло не наложить отпечаток на архитектуру других близлежащих городов. В ряде городских построек Лукки, Ареццо и некоторых других заметно влияние архитектуры грандиозного ансамбля Пизы.

Во второй половине XI в. столицей Великого герцогства Тосканского стала Флоренция, к концу XII в. она добилась права на самоопределение. Флоренция со временем превратится в крупнейший центр ремесленничества, торговли и международного ростовщичества.

К характерным особенностям архитектуры Тосканы романского периода относятся полихромия облицовки фасадов и интерьеров, «инкрустационный стиль» или «проторенессанс», как его иногда называют, а также усиление пластики фасадов за счет устройства аркад и рядов ниш и некоторые другие.

В качестве примеров кроме описанного выше Пизанскного ансамбля могут служить баптистерий Сан Джованни и церковь Сан Миньяно во Флоренции, строительство которых относится к XI в.

В Риме после сложного и тяжелого периода потрясений первые церкви появились лишь на рубеже X-ХП вв. К числу характерных особенностей архитектуры Рима можно отнести повторение облика раннехристианских базилик, трехнефных, без трансепта. Входу в храм часто предшествовал нартекс в виде колонного портала или раскрывающийся арочными проемами. Все постройки в Риме возводили из кирпича с деревянными перекрытиями, что имело истоки в раннехристианских базиликах. Вновь строящимся храмам придавали богатый и нарядный вид: использовали полихромную облицовку из различных сортов мрамора, в интерьерах часто встречалась мозаика на золотом фоне, ведущая свое начало из Византии, резьба по камню и др.

Ярким примером романской архитектуры южной Италии служит церковь Св. Николая (Сан Никола) в Бари, городе, который лежал на пути движения паломников в Палестину. Строительство началось в последние годы XI в., затем, с перерывом, продолжалось еще век. Церковь Св. Николая представляет собой трехнефную базилику с трансептом, не выступающим за пределы очертаний основного объема храма. Три апсиды по византийской традиции скрыты стеной с двумя башнями.. На главном фасаде тоже две массивные башни. Едва ли не единственным декоративным украшением этого фасада служат аркатуры. Центральный неф имеет деревянное перекрытие, боковые — крестовые своды.

Организация внутреннего объема церкви подчинена главной цели: создать эффект неожиданно открывающейся высоты внутреннего пространства с более высоким средокрестием.

Венеция находится на архипелаге, насчитывающем более сотни островов, расположенных в лагуне, которую, называют живой из-за регулярной смены воды за счет приливов и отливов. Оказавшись надежно защищенными водами от врагов, жители, разбогатев, подчинили себе большие территории не только в Италии, но и за ее пределами. К X в. поселение превратилось в крупный город, активно ведущий посредническую торговлю и занимающийся работорговлей. Из-за недостатка земли в Венеции не было крупной феодальной знати, но возникла знать из богатых владельцев верфей, судовладельцев, солеварен и ремесленных мастерских. Сложившееся равновесие сил обеспечивало внутриполитическую стабильность города.

Многие века Венеция была сказочно богата и ее жителей нельзя было удивить золотом, серебром и драгоценными камнями, но было то, что венецианцами воспринималось как высшая степень богатства — это сад при дворце. Так как население росло, а количество земли оставалось ограниченным, любой клочок земли с растительностью был невероятной роскошью

Огромные богатства, сосредоточившиеся в Венеции в XI в., дали возможность начать строительство новой базилики Святого Марка, которая роскошью и богатством превзошла все ожидания и вошла в историю как собор Святого Марка, хотя до начала XIX в. роль кафедрального собора выполняла другая церковь. Новая базилика должна была явиться олицетворением богатства и мощи Венеции. Ее строительство над могилой Св. Марка началось около 1063 г. Венеция находилась под сильным художественным влиянием Византии, поэтому в основу строящегося храма был положен план церкви Двенадцати Апостолов в Константинополе.

Храм Св. Марка имеет форму греческого креста, образованного пятью ячейками, перекрытыми полусферическими куполами на парусах и соединенных подпружными арками. Западную часть креста обходит галерея, образуя нартекс, перекрытый также куполами, но более низкими. Нартекс церкви, перекрытый куполами, по соображениям восприятия поднятыми над кирпичными на большую высоту с помощью деревянных конструкций, образует фасад, который выходит на площадь пятью перспективными порталами. Центральный купол доминирует.

Основанием собору служат десятки тысяч свай, вбитых в грунт, в свою очередь, уплотненный мешками с шерстью. Сваи несут деревянный ростверк, на котором возведено каменное основание. Храм построен из кирпича (как из более легкого, чем камень, материала) с облицовкой мрамором. Его украшав множество мозаик, одна из которых изображает церемонию внесения мощей святого Марка в храм. Отделка фасада и украшение интерьера продолжались на протяжении нескольких столетий с помощью трофеев, привозимых из различных стран: это и ценные сорта камня, и скульптуры, и колонны, барельефы. и многое другое.

В интерьере две трети высоты облицованы мрамором, верхняя часть, а также своды, паруса и купола представляют собой мозаику на золотом фоне. В этом также сказывается влияние Византии.

Собор Святого Марка поражал воображение путешественников своей необычной красотой и роскошью на всем протяжении своего существования. Путешественник в начале XIX в. писал: «Тот, кто, стоя на площади Св. Марка, не чувствует, что сердце его бьется сильнее, тот может позволить себя похоронить, ибо он мертв, безнадежно мертв…»

Анализируя примеры последовательного развития романской храмовой архитектуры, можно заметить изменения композиционных и планировочных решений, совершенствование и усложнение конструкций, появление и все большее использование декора. Романика в процессе своего исторического развития формировала почву для готики. Особенностью этого периода является то, что за двести лет своего существования романская архитектура прошла путь развития более длинный, чем путь, который архитектура Древнего Востока проходила за тысячелетие.