Объединение реформированных бенедиктинских монастырей Европы, во главе которого стояло бургундское аббатство в Клюни (Франция), превратилось в один из самых влиятельных из общеевропейских монастырских союзов. Клюнийская реформа X в., названная по имени первого реформированного монастыря Клюни, ввела централизацию ордена, восстановила первоначальный устав бенедиктинцев. Именно в Клюни на регулярных съездах разрабатывались стратегия и тактика будущей деятельности монастыря, в том числе и строительной, направленные на повсеместное распространение художественных принципов монастырских построек, получивших реализацию в этом монастыре. Следует отметить, что, внедряя свои типы построек в других местностях, клюнийские монахи одновременно распространяли и пропагандировали все формы художественной деятельности, воплощенные в местной церкви. Они учитывали особенности региональных композиционных приемов и наиболее характерные для данного района строительные материалы. С конца X в. неизменно возрастало влияние клюнийского аббатства не только как куратора всего строительства бенедиктинцев, но и как крупной силы в идейной и политической жизни своей страны и Европы. Сам Клюнийский монастырь явился той благодатной средой, в которой стал возможным творческий поиск и воплощение оптимального решения церковного здания, отвечающего требованиям установившейся в IX-X вв. монастырской литургии с хоровым пением и процессиями.
Известно, что на территории монастыря последовательно сменили друг друга пять церквей. Вторая по счету сохранила бенедиктинский план. В ней еще не было кольцевого обхода хора, и он завершался тремя апсидами, из которых центральная выступала вперед. Этот тип получил развитие в церкви в Шатомайане, построенной в конце XI в., где трансепт увеличил свое пространство за счет дополнительных апсид. При таком плане ряд апсид давал возможность одновременного обзора всех реликвий и служил фоном для алтаря.
Самой великолепной была третья по счету церковь в Клюни. Ее строительство щедро субсидировалось, и она была задумана как главная бенедиктинская церковь всего ордена. Она не сохранилась, но из описаний известно, что это была пятинефная базилика, в которой центральный неф был выше и шире остальных, с круговым обходом хора и венцом капелл, с нартексом и башней над средокрестием. Перекрытием центрального нефа служил цилиндрический свод, боковых — крестовые своды. Капители колонн восточной части были украшены великолепной резьбой. Под окнами проходила аркатура, напоминающая ярус трифориев. Галереи отсутствовали.
Бургундская школа, давшая миру Клюни, характеризовалась церквами, в плане которых лежал латинский крест. Это была трех- или пятинефная базилика с четко выраженным пространством хора, с выступающим трансептом и сре- докрестием, смещенным к восточному концу. Входу в главный неф предшествовал нартекс — своеобразный вестибюль. Часто существовал еще один уровень церковного сооружения — крипта — подземная церковь. Она могла занимать или все пространство под зданием, или его часть. Интерьер обычно имел трехъярусное членение по горизонтали: аркады, трифории, окна. Неотъемлемым элементом романского храма были башни; они могли фланкировать западный фасад и возвышаться над средокрестием (в некоторых странах мог быть купол).
Примером храма бургундского типа с круговым обходом хора является церковь Сен Филибер в Турню (X в.). Она включает нартекс и крипту, в которой повторяется круговой обход хора с радиально расположенными капеллами, которые в этой церкви имеют еще прямоугольную форму. В начале нового тысячелетия они преобразуются в полукруглые, и новая форма сохранится в дальнейшем.
Композиция храма и монастыря этой эпохи складывалась из простых геометрических объемов, объединенных галереями, аркадами, мало декорированных. Толща стен прорезалась узкими щелями окон. Все вместе создавало впечатление силы и мощи.
Для нормандской школы типична базилика с планом в виде латинского креста с круговым обходом хора или без. Нормандия славилась своими традициями кораблестроения. Именно поэтому здесь долгое время центральный неф перекрывали деревянными стропилами — в плотницком искусстве нормандцы не знали себе равных. Соотношение ширины центрального нефа с боковыми больше, чем в других областях. В интерьере — трехъярусное членение по горизонтали. К характерным особенностям относятся галереи в торцах трансепта. На главном фасаде обычно устраивались две башни (монастырские церкви Тринитэ и Сент Этьен в Кане, XI в.).
Интересные примеры романских церквей представлены аквитанской школой, зальные трехнефные церкви с круговым обходом хора и венцом капелл (центр — Пуату ) и церкви, перекрытые системой куполов. Примером купольного сооружения служит церковь Сен Фрон в Перигё (начало строительства XII в., позже перестроена). В основе плана этой церкви лежал греческий крест, перекрытый пятью куполами на парусах, как в соборе Св. Марка.
Для Прованса характерны небольшие однонефные церкви большой высоты с циркульной или граненой апсидой. Кольцевой обход хора встречается очень редко. Неф перекрыт цилиндрическим сводом стрельчатой формы. Галереи и трифории отсутствуют. Купола — на тромпах.
В ранней романской церкви в качестве декора использовалась стенная роспись (фреска, редко — мозаика), позже появился монументальный рельеф, усложняющийся в техническом отношении. В интерьере храма главную роль играл рельефный декор капителей колонн. Единой стилевой системы декора романская архитектура не разработала.
В XII в. особое влияние приобретает орден цистерцианцев (после реорганизации стал также именоваться бернардинским). Орден насчитывал около 700 монастырей во всем мире. Строгая дисциплина и централизация создавали условия для быстрого распространения характерного типа храма, который в целом напоминал клюнийский, но имел и специфические черты. К особенностям церквей цистерцианцев относятся, прямоугольное завершение хора, прямоугольные капеллы, расположенные в плечах трансепта; отсутствие крипты, трифориев, каких-либо украшений, тщательно обработанный камень кладки. Основное внимание уделялось экономичности, продуманности конструкций, тщательности обработки камня. Примером служит монастырь, построенный в 1135-1147 гг. в Фонтене.
Цистерцианцы вели очень активную трудовую жизнь, поэтому сфера их интересов включала самые разные виды работ. Они разработали большое количество типов производственных сооружений, таких как мельницы, кузницы, плотины и др., в которых рано ввели сводчатые перекрытия для первых этажей и оказали влияние на развитие романской архитектуры и отчасти готики.