В ранний период творчества Быковского влияние Жилярди особенно заметно, примером чего может служить строгая композиция Горихвостовской богадельни с большими массивами стен фасадов.
В 1829 году зодчий представил в Академию художеств свои работы и был зачислен в «назначенные», а в 1830 году за проект здания карантина получил звание академика.
С этого времени начинается государственная служба Быковского. Вначале он поступил на должность чиновника для особых поручений при московском генерал-губернаторе. Несколько ранее, в 1828 году, он начал свою педагогическую практику в Кремлевском архитектурном училище в Москве. Много любви и внимания вкладывал он в свою работу с учениками и скоро снискал уважение не только у них, но и у преподавателей. Поэтому никого не удивило назначение Быковского в 1836 году на должность первого директора этого училища.
Эпоха капитализма выдвинула перед русской архитектурой новые задачи. Быковский с увлечением разрабатывает проекты и задания па новые архитектурные темы: торговые сооружения, пассажи и пр.
По заказу Голицына в 1835 году он разработал проект первого в России пассажа с театром. В этом проекте Быковский сумел найти повое интересное использование классических архитектурных форм и применил оригинальные для своего времени металлические конструкции перекрытий с верхним освещением. Система легких арок в нижнем ярусе внутри с четким ритмом пилястр, как и легкий изысканный ордер во втором ярусе, отличаются хорошо найденными пропорциями. Искусно нарисованный и удачно расположенный легкий декор на затяжках ферм и по фризу второго яруса придает всей конструкции легкость и некоторую парадность.
Благодаря заслуженной популярности Быковский имел значительное количество заказов от частных лиц и от церковно-приходских общин. В 1830-х гл. им осуществлены подмосковный ансамбль в имении Марфино, здание Московской биржи, странноприимный дом Горихвостова, торговые лавки, большой рынок на Болотной площади, ряд строений на даче Студенец, мещанское училище, земледельческая школа, дом Фон низина и другие.
Наряду с преобладанием классических тенденций в творчестве Быковского этого периода, в некоторых его работах, как, например, в Марфине, он прибегает к стилизации форм готической и древнерусской московской архитектуры.
«Классика» Быковского не несет на себе печати того канонического шаблона, против которого в свое время выступали Н. В. Гоголь, поэт А. К — Толстой, критик В. В. Стасов и другие. Это характерно для его церковных сооружений в Вонлярове, Марфине, Никитском монастыре в Москве.
Новаторское отношение к классическим формам у Быковского особенно заметно в зданиях пассажа и биржи в Москве. Тем не менее в здании биржи имеет место некоторая несогласованность в пропорциях и масштабе архитектурных элементов. Так, тяжелые угловые арочные входы слабо увязаны с легким металлическим навесом соседней террасы и с маловыразительным центром главного фасада. Однако принципиальные, новаторские тенденции Быковского и в этом здании заслуживают положительной оценки.
В архитектуре здания странноприимного дома ясно заметно влияние Жилярди, но в ней проявились и черты самостоятельности зодчего, стремящегося не к пассивному перепеву классических фронтонов, портиков и колонн, а к творческой стилизации русской классики.
В 1838 году сбылась мечта Быковского — поездка за границу. В Германии он познакомился с архитекторами Л. Кленце и К. Шинкелем и их произведениями. Беседа с Шинкелем о классическом зодчестве произвела на Быковского большое впечатление. Неизгладимое впечатление оставили и памятники античного зодчества, которые он внимательно осматривал в Италии. При непосредственном знакомстве с ними Быковский острее прочувствовал своеобразие русской архитектуры. Он еще более полюбил ее, и у него возникло страстное желание достичь того же уровня в русском искусстве, каким обладали зодчие древнего Рима, с тем, чтобы создавать столь же правдивые и прекрасные произведения на своей родине.
Прямая, честная и страстная натура Быковского, прошедшего суровую трудовую школу самоучки, добившегося всеобщего признания и большой популярности архитектора и строителя, горячего в спорах и в работе, была предметом многих забавных рассказов. Алексеев говорит о Быковском тепло, с любовью, признавая его сведущим архитектором и талантливым строителем. Он полностью подтверждает приведенный выше перечень сооружений Быковского. К этому перечню следует добавить еще значительные работы Быковского по перестройке зданий Университета па Моховой улице и, в частности, перестройку в середине XIX века бывшего здания театра Медокса для нужд Университета.
Из обнаруженных нами недавно архивных материалов следует, что в 1851 году Быковский перестроил каменную церковь в селе Кускове и в 1854-1855 гг. здание училища в Останкине. Найдены также подписанные Быковским чертежи проекта Московской семинарии на Божедомке (1838 год).
В 1851 году Быковский произвел переделку садового людского флигеля в Кускове, а также исправление дома Благаева в Останкине и частично в главном Воздвиженском доме. Как свидетельствует Ю. Шамурии в своей книге «Подмосковный», Быковский принимал участие с Д. И. Жилярди, будучи его учеником, в частичных перестройках в главном корпусе Останкинского дворца.
В заключение следует указать на активную общественную деятельность М. Д. Быковского, организатора и с 1867 года первого председателя Московского архитектурного общества, инициатора первой в России Архитектурной выставки в 1872 году.
Среди сорока членов-учредителей этого общества М. Д. Быковский был самым энергичным н деятельным, являлся его душою. Все первые организационные заседания общества проходили на его квартире. Он проявлял большую заботу о формировавшейся тогда катетрии кадровых строительных рабочих, ему принадлежала инициатива организации обучения их основам архитектурно-строительных наук. Для определения программы и формы этого обучения была создана специальная комиссия из шести человек во главе с Быковским.
Комиссия рекомендовала создать семимесячные курсы, где бы преподавались арифметика, архитектура, строительная техника, основные понятия начертательной геометрии и графики. Так как для занятий не нашлось помещения, то Быковский для этих целей предоставил свою квартиру, взяв на себя все расходы по учебному оборудованию курсов. Одновременно он выхлопотал разрешение на посещение рабочими художественных классов училища.
Деятельность Быковского как председателя Московского архитектурного общества достаточно ярко охарактеризована в Ежегоднике этого общества, в предисловии к которому говорится: «Первым председателем и почетным членом общества был М. Д. Быковский, высокообразованный, больших способностей и практических знаний зодчий и исключительно хороший человек».
В том же Ежегоднике приведены выдержки из весьма содержательной речи Быковского, произнесенной им на 1-м годичном собрании МАО 24 ноября 1868 года. В этой речи он говорил: «Исторически сложившийся строй окружающей нас жизни имеет неотразимое влияние на образ наших мыслей и наших действий. При этом сознании, для возможного с нашей стороны успеха, предстоит еще критически отнестись к нам самим, чтобы неприметно для нас не внести в наше Общество вредные начала, как для искусства, так и самого учреждения нашего.
Колокольня Страстного монастыря в Москве.
Вполне понятно, что в своих суждениях по этому вопросу он не мог в то время подняться до высот марксистского материалистического понимания искусства как формы общественного сознания, отражающей сложную картину общественного развития, классовой борьбы. Страстная пропаганда Быковским национальной самобытности русского искусства перекликается с прогрессивными воззрениями и мыслями о русском искусстве выдающихся прогрессивных деятелей России того времени — В. Г. Белинского и Н. Г. Чернышевского. Все это делает имя Быковского для нас особенно дорогим и близким.
Отмечая духовную связь архитектуры любого народа с его мировоззрением. Быковский указывал: «История архитектуры какого-либо народа сопряжена теснейшим образом с историей его же философии». Подмечая острым глазом художника тлетворные тенденции буржуазного космополитизма, уже в 1830-х годах проникавшие в русское искусство в виде «общеевропейского ренессанса» и эклектики, Быковский стремился противопоставить им самобытность русского зодчества и творческое отношение к архитектуре античности и Ренессанса. Он говорил: «Греки и египтяне были велики в архитектуре потому, что не делали снимков с произведений других народов: они проникали в сущность архитектуры, как главного и изящного искусства, согласовали ее с религией, постановлениями и обыкновениями наций и, подкрепляемые общим высоким мнением об искусствах, они создали прекрасное национальное.
Вот поприще, предстоящее архитекторам нашего времени, нашим русским архитекторам, поприще многотрудное, но славное.
Мы должны подражать не формам древних, а примеру их: иметь архитектуру собственную, национальную, и да проявится настоящий дух нашего отечества и в произведениях архитектуры и да возвестит она позднейшему потомству о благоденствии и нравственной силе России».
С такими убеждениями Быковский поехал в заграничное путешествие. Увидев произведения зодчества средневековой Европы, он пересмотрел свою прежнюю оценку готики. И если собор Парижской богоматери не произвел на него сильного впечатления, то после осмотра Миланского собора он писал: «Вчера видел собор Миланский. Этот собор и еще собор Лионский примиряют меня с готической архитектурой; но все еще не примиряют совсем».
Глубоко взволнованный высоким уровнем художественного мастерства искусства Италии, он в письмах к жене передаст свои переживания и впечатления: «Я смотрю на здание, на картину, на барельеф, на статую и, кажется, вся душа моя восхищена в созерцании изящного — великого. Не думаешь перенимать формы и размеры, не заботишься о том, чтобы скопировать вещь, чтобы подражать ей. Здесь не чувствуешь той мимолетной радости, которую мы ощущаем, находя предмет обольстительный и роскошный, предмет новый, который может быть нами усвоен, нет, мой друг, здесь чувствуешь какое-то обновление духа, здесь перерождается душа и мысли делаются возвышенней, кажется, весь духовный человек приготовляется к самобытности, чувство подражания совершенно исчезает. Здесь должно узнавать великое назначение искусства!»
Миланская академия, признавая выдающиеся способности зодчего Быковского, избрала его в 1839 году своим почетным членом. Воодушевленный заграничными впечатлениям», по возвращении в 1839 году в Россию, Быковский сразу же уходит с головой в работу, заканчивает постройку Голицынского пассажа и строит дом Рахманова в Москве.
В 1841 году умерла жена Быковского — его лучший друг. С нею он всегда делился своими радостями и горем. Тяжело перенес Быковский эту утрату, стремясь заглушить горе усиленной работой. После смерти жены зодчий стал отдавать предпочтение культовым сооружениям, что, возможно, явилось результатом его переживаний. Большое внимание уделяет он в это время и педагогической работе.
В 1840-1850-х годах он производил ряд перестроек в зданиях Опекунского совета и Воспитательного дома, построил Варваринский приют, странноприимный дом в Хамовниках, небольшую церковь с монашескими кельями в Зачатьевском монастыре в Москве, соборы в Покровском и Спасо-Бородииском монастырях, здания в поместье Вонлярове, а также много и с увлечением работал как архитектор в усадьбах князей Шереметьевых.
Это не значит, что к гражданским сооружениям Быковский относился с меньшим вниманием, чем к культовым, и работал над ними не в полную меру своего яркого дарования. Дом с кариатидами Вонлярлярских у Николаевского моста (ныне моста лейтенанта Шмидта) в Петербурге — яркое тому свидетельство. Найденные пропорции, классический облик здания и хорошо нарисованные кариатиды подъезда выгодно выделяют его из многих невыразительных или чрезмерно претенциозных жилых домов Петербурга середины XIX века, свидетельствуют о творческой силе зодчего.
К сожалению, интерьеры переделаны, их первоначальный вид известен лишь по рисункам, исполненным с натуры И. И. Шарлеманем.
В 1844 году Быковский выхлопотал у московского генерал-губернатора разрешение на открытие при училище, где он продолжал с увлечением преподавать, художественного класса, который и послужил основой для будущего Училища живописи, ваяния и зодчества.
В соответствии со своими творческими убеждениями, в сложной обстановке середины XIX века М. Д. Быковский пытается отчасти продолжать прогрессивные традиции русского классицизма, в то время как такие архитекторы, как К. А. Тон, Ау И. Штакеншнейдер, А. И. Резанов и многие другие уже окончательно порвали с классицизмом и пошли по пути беспринципной стилизации, не имеющей национальной основы.
Под этим углом зрения, кроме дома с кариатидами, следует положительно оценить и построенную Быковским в 1855 году колокольню Страстного монастыря в Москве, в композиции которой нашли творческое воплощение некоторые черты русской архитектуры, в частности ярусное построение стройной высотной композиции, выразительный силуэт колокольни с хорошо нарисованными деталями, отчасти в романском духа. Современные градостроительные требования к развитию Москвы не позволили сохранить это одно из лучших произведений зодчего Быковского. Колокольня Никитского монастыря, выстроенная по проекту Быковского, также не лишена значительных достоинств и исходит в своей основе из русских образцов.
К этому же периоду творчества относится и церковь Воспитательного дома в Москве, в которой с присущей зодчему смелостью использованы приемы византийской архитектуры. Грандиозность опорных арок несколько нарушает масштабность интерьеров здания и придает им какой-то оттенок холодности и аскетизма, несмотря на оснащенность их декоративным орнаментом. К этим же годам относятся и работа по внутренней отделке московского дома графа Шереметьева и реставрация дворца и других сооружений в Останкине и Кускове.
Дом Лорис-Меликова в Милютинском переулке в Москве. Интерьер.
Деятельность, по возможности, независимая от предрассудков, завещанная нам преданием, дозволяет нам работать для достижения той пользы, которую архитектура может приносить построением зданий, удовлетворением современных потребностей жизни, отвечающих местным климатическим условиям, прочности, удобству, гигиене и экономии. Красота произведений всегда обусловливалась отсутствием фальши, соответственностью форм с методом и конструкцией, со строительным материалом и климатическими условиями».
Многое в этой содержательной речи зодчего, произнесенной почти сто лет тому назад, не утратило своего значения и в наше время.
В 1880-е годы зодчий уже почти не работал — недуги приковывали его к постели. Но и в этих условиях он, не теряя бодрости и ясности мысли, был, как свидетельствуют очевидцы, интересным собеседником. 9 ноября 1885 года, на 85-м году жизни, он скончался, оставив после себя большое архитектурное наследие.
Архивные материалы о М. Д. Быковском изучены еще слабо, его творчество нуждается в обстоятельном исследовании. Быковского называли «патриархом русских архитекторов», имея в виду плеяду ведущих русских зодчих Москвы середины XIX века. Тем не менее, имя этого выдающегося архитектора в предреволюционные годы было незаслуженно забыто. Пришла пора пересмотреть оценку и взгляды на прогрессивных русских зодчих и русскую архитектуру середины и второй половины XIX века, отстаивавших самобытность русского искусства.
«СОБСТВЕННАЯ ДАЧА» В ПЕТЕРГОФЕ
Ленинградскому инженерно-строительному институту передан в бессрочное пользование земельный участок усадьбы бывшей «Собственной дачи», расположенной на пути из г. Петродворца в г. Ломоносов, у Нижнеораниенбаумской дороги, в трех километрах от Большого Петергофского дворца.
Комплекс усадьбы «Собственная дача» состоит из разрушенных во время Великой Отечественной войны 1941-45 гг. зданий бывшего дворца, возведенного по проекту архитектора А. И. Штакеншнейдера в 1850 году, и церкви, построенной по проекту того же архитектора в 1858 году. Оба сооружения расположены — в парке и соединены между собой мостом, перекинутым через овраг.
Институту предстоит восстановить этот памятник архитектуры середины XIX века. В дальнейшем здесь будут устроены база для геодезической практики, спортивная база и экспериментальный полигон.
Фасады дворца и церкви намечается восстановить в первоначальном виде по сохранившимся фрагментам декора и подлинным чертежам А. И. Штакеншнейдера, хранящимся в музее Петродворца, а помещения предполагается расположить в соответствии с новым назначением здания. Будут восстановлены мост через овраг и ворота, выполнены работы по благоустройству парка.