Ансамбль зданий в Виллерюпте, названный городком на холме, покрывает склон между двумя лесными массивами, обрамляя центр небольшой агломерации. В начале 70-х годов Лассюс осуществил окраску зданий со стороны городского центра в глубокие цвета: каштановый, охру и зеленые, приближающиеся к природным. Полихромия помогла воссоздать и даже заново выстроить рельеф, зрительно связывающий архитектурные массы и окружающий лес. В то же время фасады, обращенные к склону, приобрели пастельные оттенки: желтые, розовые, голубые, что создавало эффект свечения пространства между склоном и относительно темными фасадами. Одни и те же дома с различной окраской фасадов одновременно как бы принадлежали различным пространствам и вызывали эмоциональный эффект, подыгрывающий природной ситуации, утверждая тем самым пространственную структуру городка.
В городе Уканже бетонный фасад длинного здания был расчленен цветом на несколько самостоятельных блоков. Цвет был введен Лассюсом для того, чтобы вызвать воспоминания о местных постройках, породить ассоциации привычного архитектурно-природного контекста, привнести человеческий масштаб, например, цветовыми оконными обрамлениями (именно в этом регионе они традиционно выполнялись из желтоватого камня и стали цветовым знаком местной архитектуры). На фасадах здания были изображены небольшие дома, которые укрупняли пространство, смягчали горизонтальную регулярность и скрадывали высоту здания.
Соотношение формы и фона, которого мы коснулись,— из аспектов исследования пространства. Соответственно определение цветовых отношений архитектурного произведения и природного фона открывает возможность исследования цветовой среды. Мы можем выделить в цветовом поле относительно автономные цветовые области, окружающие их буферные зоны, причем можем продолжить процесс расчленения этого поля вплоть до мелкой детали. Ступенчатость построения целостного цветового бассейна была положена архитектором В. Кравцом в основу его метода формирования полихромии микрорайона [6]. Он выделяет три основных случая восприятия застройки, отвечающие реальному графику движения зрителя и различным масштабам восприятия: первый, когда значительная масса застройки воспринимается вместе с природным окружением, второй, когда отдельные сооружения воспринимаются в основном на фоне застройки, и третий, когда отдельная деталь воспринимается на фоне здания. Проектирование полихромии начинается с первого этапа: к усредненной цветности природного окружения подбирается гармоничная усредненная цветность массы застройки. Затем эта усредненная цветность представляется цветами групп зданий, являющихся фоном, и отдельных зданий, воспринимающихся на этом фоне. Затем следует поиск цвета детали на фоне найденной усредненной цветности здания. Подбор цветов ведется по принципу от общего к частному, что обеспечивает целостность цветовой среды микрорайона при взаимосвязи с природным окружением. Данный метод, совмещенный с учетом объемно-пространственных и функциональных факторов, определяющих структуру застройки, приводит к цветовому зонированию, предполагающему создание бассейнов с доминированием определенной цветности. Таким образом, происходит перетекание полихромии природного окружения в пространственные зоны города.