Не только Рим, но и другие города Италии в XV и XVI столетиях имели ревностных исследователей античной архитектуры. Так, веронский художник и архитектор Джиованни Карото (род. между 1488- 1495 гг., умер между 1563-1566 гг.) зарисовал и обмерил руины античных сооружений Вероны.
Его рисунки и чертежи, гравированные на дереве, были включены как иллюстрации в «Историю древностей Вероны», составленную Торелло Сараина и вышедшую в 1540 году. В 1560 году они были опубликованы вторично.
Главными объектами исследований явились театр и амфитеатр, а также «Львиные ворота», «другие ворота, находившиеся около предыдущих», ворота Борсари, Гавиев, Юпитера Аммона (позднее разрушенные и известные только по обмерам Карото), различные античные детали, встроенные в здания Вероны.
Чертежи представляют собой реставрации в виде перспектив и детали в большом виде, достаточно четко прорисованные. Все чертежи с масштабами в веронских футах; на одной из таблиц дана истинная величина веронского фута. Увраж Карото несколько раз переиздавался. Очень грубая гравировка не позволяет судить о настоящей манере этого «исключительного рисовальщика архитектуры», как называет Карото один из его издателей.
В XV-XVI веках Италия была самой передовой страной Западной Европы в области искусства; естественно, что первые исследования античного искусства принадлежали итальянцам. В других европейских странах увлечение античностью началось позднее и под сильным итальянским влиянием.
Первой после Италии была Франция, в которой искусство и архитектура средневековья сменились искусством Ренессанса, «развившимся» под сильным влиянием итальянского Возрождения. Итальянские художники приглашались во Францию, а французские художники совершали путешествия в Италию, изучая там вместе с новой итальянской архитектурой и античные руины.
Так, Филибер Делорм (1515-1570) долгое время жил в Риме, где зарисовывал и обмерял античные памятники. Также Жан Бюллан (1515-1578), помимо своей практической деятельности, был теоретиком и писателем, изучавшим в молодости в Италии, откуда возвратился в 1537 году, древнеримскую архитектуру. Оба они дали свои системы ордеров.
Этьенн (Стефано) Дюперак (1525-1604), художник и гравер, пробыл в Риме около двух десятилетий, в продолжение которых он усиленно занимался зарисовками античных руин, о чем свидетельствуют сохранившиеся его рисунки и изданные в 1575 году гравюры, очень точно изображающие вид памятников Рима во второй половине XVI века.
Существовал том рисунков и обмерных кроки, сделанных неизвестным французским архитектором первой половины XVI века, подготовленных для издания и исполненных очень умелой рукой. Геймюллер датирует эти рисунки 1535 годом и считает возможным автором их Делорма.
Ко второй половине XVI века относится исследовательская деятельность в области античной архитектуры французского архитектора Жака Андруэ дю Серсо (1510-1585). Это был просвещенный художник, известный главным образом своей научной деятельностью, его практическая работа мало исследована, так как большинство его построек теперь не существует.
Андруэ дю Серсо был в Италии в 1531-33 годах, второй раз предположительно в 1541-44. Из Италии он привез многочисленные зарисовки античных сооружений. Одновременно он был и гравером и в период с 1540 по 1551 гг. выпустил собрание гравюр, изображающих античные архитектурные памятники. Влияние этих гравюр дю Серсо на современную ему архитектуру было очень значительным.
В 1584 году он выпустил увраж, содержащий реставрации античных римских памятников в виде перспектив без масштабов и размеров. Являясь чисто компилятивным, этот труд не представляет особого интереса, но несомненно имел значение в свое время для популяризации античной архитектуры во Франции. Гравированные реставрации взяты из одного из итальянских планов античного Рима.