Появились новые типы зданий. Из бразильских построек 1-й половины XIX в. наибольший интерес представляют императорские дворцы, учебные, торговые и другие крупные здания. Французский архитектор О. В. Гранжан де Монтиньи кроме здания Академии изящных искусств построил в Рио-де-Жанейро комплекс зданий на рыночной площади и таможню в стиле наполеоновского ампира.
Изящно прорисованы здания, спроектированные французским инженером Л. Л. Во- тье, работавшим с 1840 г. в Ресифи; театр св. Изабеллы (около 1845—1850, рис. 18) с его фасадом, напоминающим фасад Пале- Ройяля в Париже, и особняк Гонсалвис ди Мораис (школа Вотье, около 1850) с арочными портиками, поддерживающими балконы вторых этажей. Стены особняка облицованы глазурованными керамическими плитками «азулейос». Продолжали строиться в традиционном колониальном стиле и культовые здания. В 1842 г. была завершена отделка церкви св. Девы Утейру (архитекторы Ж. Ф. Коэллер и Ф. Г. Ривьери).
В середине XIX в. в Бразилии было возведено несколько новых императорских дворцов: Итамарати (1851—1854),
Катте (1862), Сан-Кристован (1821 по 60-е годы) в Рио-де-Жанейро и дворец в Петрополисе (около 1850). Из них наиболее интересен уютный дворец Итамарати (арх. Ж. М. К. Ребелу). Его садовый фасад отражается в длинном бассейне, по краям которого двумя рядами посажены королевские пальмы. На фоне розовых оштукатуренных стен выделяются беломраморные пилястры и обрамление окон из розовато-серого гранита. В архитектуре загородного дворца в Петрополисе с аркадой в центре и вытянутыми 1-этажными крыльями чувствуется влияние Вотье.
Изменение вкусов придворных кругов видно в перестройке дворца Сан-Кристован, сооруженного в 1821 г. португальским архитектором М. да Коста Атайди в колониальном стиле. В 60-е годы этому дворцу были приданы черты официального классицизма.
Строительство народных жилищ в XIX в. в Бразилии не входило в сферу внимания архитекторов. Бразильские города были окружены кольцом лачуг, лишенных элементарных удобств. В сельских местностях это хижины (в сырых местах — на сваях), крытые пальмовыми или банановыми листьями и не имеющие внутренних перегородок. Рабы (негры) жили в больших сараях— сензала, поблизости от фазенд.
В бразильской архитектуре не прерывались некоторые- художественные традиции предыдущего периода. В частности, продолжались традиционная облицовка зданий изразцами «азулейос» и узорное мощение улиц и площадей мелкой каменной брусчаткой разных цветов.
На Кубе, оставшейся единственной крупной колонией Испании в Америке (после образования независимых государств Южной и Центральной Америки), колониальная администрация была вынуждена внимательнее относиться к местным нуждам, заботиться о расширении и украшении городов, в первую очередь — Гаваны. В стране работали квалифицированные архитекторы. В Гаване было сооружено довольно много зданий в стиле классицизма. Среди них можно назвать небольшую капеллу Эль Темплете (1828)—изящный тосканский храмик палладианского характера и театр Такой (1838)—большое, несколько приземистое здание с массивным портиком у входа (не сохранился).
С середины XIX в. модернизация коснулась облика сахарных заводов. Существенным новым элементом в пейзаже Кубы стали железнодорожные вокзалы: пышные эклектичные здания в крупных городах, легкие павильоны в малых и примитивные бараки в поселках.
На Гаити, добившемся независимости от Франции еще в 1804 г., в г. Порт-о-Пренс между 1806—1816 гг. были возведены дворец Сан-Суси — грандиозный замок у подножья горы — и крепость Ла Ферьер над ним. Позднее, в связи с упадком экономики, в строительстве наступил длительный застой.
В начале и середине века ряд интересных сооружений в стиле классицизма был построен в Пуэрто-Рико и прежде всего в столице Сан-Хуане. Церковь Сен-Жермен (1843) представляет собой типичный образчик культовой «креольской архитектуры», где ясность членений, свойственная классицизму, сочетается с легкостью, изяществом и какой-то хрупкой нарядностью, соответствующей местным традициям и вкусам.
Таким образом, в период от начала независимости до примерно 1860 г. архитектура стран Латинской Америки характеризуется распространением в официальной архитектуре классицизма и сохранением традиционного «колониального» характера в массовой и провинциальной застройке. Новые архитектурные идеи и формы приходили в это время главным образом из Европы. Влияние Франции, Италии, Англии, США сохранилось и в последующие десятилетия в связи с полуколониальным характером латиноамериканских стран, попавших после освобождения от испанского владычества в зависимость от ведущих капиталистических держав.
Взаимоотношения культур молодых латиноамериканских стран с культурами других государств были сложными. Победа в борьбе против испанского и португальского владычества привела к стремлению ориентироваться в своем развитии на другие европейские страны. В то же время длительные и глубокие связи Латинской Америки с испанской и португальской культурой сохранялись на протяжении всего XIX в., поддерживались похожим укладом жизни, языком, литературой, образованием, родственными связями и т. д.
Взаимоотношения культур Испании и Португалии с культурами их бывших колоний постепенно все более усложнялись: метрополии оставались для своих бывших колоний очагом старой и почитаемой культуры, однако и страны Латинской Америки начали оказывать возрастающее влияние на культуру Испании и Португалии. Эти культурные связи, несколько изолирующие всю испано-португальскую группу народов, обусловили сохранение многих самобытных, традиционных черт в странах Латинской Америки. В целом преобладающие связи со странами Пиренейского полуострова, где духовная жизнь всегда находилась под контролем церкви и которые даже в эпоху своего наивысшего подъема оставались реакционными, оказали на латиноамериканскую культуру консервативное воздействие.
Но влияние на латиноамериканскую культуру Испании и Португалии не было единственным. После освобождения от колониальной зависимости взоры латиноамериканцев устремились к Франции. Для передовой части интеллигенции Франция была примером борьбы за демократию в политике и культуре, а для подавляющего большинства господствующего класса — законодательницей мод и вкусов, поставщицей роскоши и шика, которые импонировали быстро разбогатевшим плантаторам, адвокатам, торговцам и другим представителям местной буржуазии. В XIX — начале XX вв. французская архитектура оказывала наибольшее влияние на архитектуру Латинской Америки. Это влияние распространялось работами французских архитекторов, обучением латиноамериканцев во Франции и просто подражанием французским архитектурным образцам эпохи Второй империи.
Среди архитекторов-иностранцев в Латинской Америке, особенно к концу XIX — началу XX вв., было много итальянцев.
Несколько иной характер носило влияние Англии, которая приложила все усилия, чтобы занять в Латинской Америке место, принадлежавшее раньше. Испании.
Большая часть промышленных предприятий, железных дорог, трамвайных линий в городах, сетей водопровода, канализации, освещения принадлежала полностью или частично английскому капиталу. Однако постепенно он начал вытесняться североамери- 22. Пуэртоканским, и влияние США распространилось на архитектуру. Например, новые правительственные здания в латиноамериканских столицах на рубеже XIX—XX вв. явились прямым подражанием зданию Капитолия в Вашингтоне (здание конгресса в Буэнос- Айресе, рис. 23; проект законодательного собрания в Мехико и др.). По американскому образцу строились зерновые элеваторы, мясохладобойни и некоторые другие сооружения.
Вторая половина XIX — начала XX вв.— время интенсивного формирования латиноамериканских наций. В результате этого процесса на территории Латинской Америки сложились нации, обладающие своими особенностями национального характера иь национальной культуры. В Латинской Америке экспансия колонизаторов привела к истреблению многих коренных племен, но при этом здесь почти не получила распространения национальная дискриминация, характерная для США. Нации Мексики, Колумбии, Боливии, Эквадора, Перу складывались путем интеграции главным образом индейского и испанского населения. В странах с умеренным климатом — Аргентине, Уругвае, Чили — нации вобрали в себя большие потоки иммигрантов из европейских стран, ассимилировавшихся на месте, нопринесших с собой хозяйственный опыт народов Европы.
Народы Бразилии и стран бассейна Ка- рибского моря сложились при сильном взаимодействии с негритянской расой, существенно повлиявшей на культуру этих стран.