Рассмотрим на примере Таллинна любопытнейшее явление наших дней — расцвет полихромии древнего города, не обладающего в последние столетия ярким архитектурным многоцветием, полихромии, появившейся под воздействием современной цветовой культуры. Жители города, непосредственно выражающие свои цветовые предпочтения в соответствии с общей цветовой активизацией предметно-пространственного
окружения, и архитекторы вместе с художниками, принимающие и реализующие эти предпочтения, одновременно способствовали обновлению Старого города. Консолидация профессионального и непрофессионального мышления позволяет совершить качественный скачок в развитии городской цветовой среды.
В центральной части Таллинна архитекторы руководили массовой цветовой импровизацией при отсутствии общего плана колористики. Они стремились максимально полно отразить цветовые пожелания горожан. Одновременно в пригороде, в центре парусного спорта, профессионалы продемонстрировали свое собственное понимание архитектурной полихромии, которое было восторженно встречено горожанами, увидевшими воплощение своих цветовых идеалов в новой архитектуре.
Появление ярких цветов в Старом Таллинне поначалу представлялось несовместимым с его традиционно сдержанной цветовой гаммой, как бы несущей патину веков. Вместе с тем новая жизнь Старого города и почетное место в градостроительной композиции объективно выделяют его, поэтому обращение к цвету — явление закономерное. Старый город занимает сегодня менее одного процента территории всего Таллинна, но, располагаясь на холме и обладая множеством вертикалей, он виден отовсюду и является композиционным центром.
Около тридцати лет назад впервые было проведено цветовое исследование Старого города и разработан проект его цветовой реконструкции. Раньше в зданиях преобладал белый цвет, оттенки серого и охры, немного позднее к ним добавились серо-зеленоватые цвета. В XVII в. палитра оживилась. Для барокко были характерны яркие красные, желтые, зеленые и синие цвета, а в эпоху классицизма — пастельные. Проект предусматривал создание цветового единства города на основе наиболее древних цветов, которые, по мнению авторов, должны были подчеркнуть эмоциональное ощущение суровой сдержанности, характерное для Таллинна. Частичная реализация проекта не принесла желаемого результата. Штукатурка фасадов, обычно покрываемая известковыми красками, плохо восприняла краску на полихлорвиниловой основе. За несколько лет почти все окрашенные поверхности пришли в негодность.
Перспектива проведения в Таллинне Олимпийской регаты придала созданию цветового облика города особую актуальность. Многочисленных гостей ожидало знакомство с городом, особенно с его исторической частью. Активизировались работы по реконструкции, предполагавшие в том числе удовлетворение назревшей потребности современного эстетического освоения цвета в древней городской среде. Были уточнены исторические особенности структуры цветовой ткани Старого города, масштабные изменения цветовых масс, приемы гармонизации, состав цветовой палитры. Определялись места наиболее ярких цветов, здания, на которых они были уместными с исторической точки зрения.