Градостроительная практика середины XIX в. вызвала острую критику в ряде теоретических работ, появившихся в этот период. Главным представителем такой критики был венский архитектор Камилло Зитте (1843—1903 гг.). В своих работах Зитте восхвалял планировку нерегулярного романо-готического города, считая, что прихотливая неправильность средневековых улиц и площадей явилась результатом сознательной человеческой деятельности.
Основные архитектурные концепции К. Зитте можно выразить в следующих двух положениях:
- неправильная форма площади, по мнению Зитте, предпочтительнее, чем правильная, так как она более интересна живописностью своей композиции;
- на неправильной площади более органично и с большим архитектурным эффектом можно расположить главное здание;
- замкнутая площадь предпочтительнее, чем открытая, так как она лучше организует пространство площади.
Зитте считал нужным ограничить число улиц, подходящих к площади, а у тех из них, которые подходят к площади, рекомендовал изменять направление, так как это повышало оптическую замкнутость площади. Далее Зитте рекомендовал, чтобы размеры площади определялись высотою зданий, окаймляющих площадь, и чтобы наименьший размер площади был равен высоте главного здания, а наибольший — более этой высоты в два раза.
Однако в теории Зитте скрывалось множество противоречий. Известно, что многие неправильности в чертеже с трудом можно обнаружить в натуре, что многие из средневековых неправильных площадей ранее имели правильные формы и видоизменились с течением времени в результате тех или иных, зачастую бессознательных, градостроительных процессов. Зитте, наконец, недооценивал требований современного города с его сильно развитым транспортом, который нуждается в широких улицах, обширных площадях, открытых и прямолинейных перспективах. Но эти требования находились в резком противоречии с эстетикой средневекового нерегулярного города.
Позднейший период развития градостроительства в Европе ознаменовался рядом теоретических работ по радикальному разрешению назревших урбанистических проблем и перенесением творческих усилий лучших архитекторов-планировщиков в жилищное строительство.