Специфичный нюанс в облик ансамбля привносила еще одна черта, оригинальная по сравнению с большинством других площадей. Она заключалась в приеме организации пространства культовыми доминантами, которые выходили на площадь апсидами и композиционно были «отвернуты» от нее. Как упоминалось, вероятно, это определилось каноном ориентации на восток алтарей храмов, в XVI в. бывших православными. Для площадей Нового времени и некоторых средневековых типично формирование пространства главным фасадом храма, традиционно сосредоточивающим средства художественной выразительности. Пространство слонимской площади организовывалось лаконичными полукружиями апсид, а вертикальные элементы костелов, зрительно удаленные от периметра площади, образовали второй план в восприятии ансамбля.
Развитие застройки площади в первой половине XIX в., с одной стороны, представляло собой деградацию архитектурной среды, с другой — накопление новых, художественно примечательных компонентов. В начале XIX в. дворец был частично разрушен. На плане Слонима 1825 г. показаны только южный и западный его корпуса, а прилегающая к площади территория пришедшего в упадок сада оставалась незастроенной. Лишь в течение второй половины XIX в. была занята зданиями свободная восточная сторона площади. Тем самым, спонтанно был воссоздан древний характер пространственного решения ансамбля, существовавший до возведения дворцового комплекса М. Огинского.
В первой половине XIX в. постановка смысловых акцентов в завершении видовых перспектив городских коммуникаций сохранилась как устойчивая традиция. Изменялись замыкающие здания, сооружались новые доминанты, но принцип оставался неизменным, имея значение канона. В 1849—1851 гг. лютеранский костел, пере- освященный в православный Преображенский собор, перестроен в русском стиле но проекту архитектора А. Чагина. Перед главным фасадом в завершении Спасской улицы сооружена трехъярусная колокольня, обозреваемая также с улицы Мостовой. Так, рассмотренная выше цепочка последовательно сменявшихся видов на доминанты при движении к площади по Мостовой улице дополнилась еще одним компонентом. Вертикальным акцентом стала и православная часовня на новой торговой площади, организованной на территории снесенного доминиканского монастыря. Она разместилась на замыкании сразу трех видовых направлений, главным из которых служил западный проход вдоль торговых рядов.
Преемственным подходом отличалось строительство в конце 1840-х годов новых торговых рядов в стиле позднего классицизма, размещенных на месте сгоревших деревянных. По периметру протяженный корпус имел открытую колоннаду дорического ордера с широким ритмом опор. Примечательной чертой было устройство посередине здания крытого проезда, размещенного по оси костела бернардииок. Возникли новые эффектные видовые точки на храм. Из проема одновременно обозревались апсида с высоко размещенной фигурной лепной рамой, возможно для образа Девы Марии, а вторым планом на той же оси — башня костела. С помощью проезда восточный и западный проходы вдоль рядов были функционально и композиционно увязаны между собой. Использованный прием послужил продолжением в процессе развития ансамбля распространенной традиции выделения осевых видовых направлений.
В середине XIX в. композиция площади синтезировала средневековую планировочную основу и объемно-пространственные барочные элементы XVII —XVIII вв., массовую застройку, в которой, вероятно, преобладали классицистические черты. Художественное единство обусловилось не формированием по общему предварительному замыслу, а постепенным преемственным развитием, учетом при строительстве каждого нового здания особенностей сложившейся среды. Такому единству способствовала общность масштаба рядовых зданий, вызванная сходством размеров их земельных участков и близостью материальных возможностей застройщиков, а также традиционность применяемых планировочных, объемных и декоративных решений.