Плебная усадьба

В целом в системе площадей прослеживалось профессиональное понимание композиционных задач, знание мирового градостроительного искусства, желание привнести в местный материал самобытную трактовку известных в планировочной практике приемов. Например, короткая улица (около 100 м), связывавшая площади, заметно сужалась к административному комплексу, маломасштабное пространство которого после попадания в него из зауженной части улицы по контрасту воспринималось более обширным. При выезде на эту площадь эффект усиливался дальнейшим расширением ее визуального пространства в перпендикулярном направлении путем раскрытия в сторону ландшафта фольварка. Наоборот, при выходе с административной площади обратная перспектива расширявшейся улицы зрительно приближала застройку главного форума, создавая иллюзию более тесного объединения площадей. Интересно, что в топонимике рассматриваемая улица Замковая, где, в частности, размещался «кофейный дом», понималась как элемент главной торговой площади. На плане 1798 г. территория улицы обозначена словом «рынок».

Среди нерегулярных средневековых в основе площадей особый функциональный тип составляли культовые комплексы. Их пространство могло быть открытым к природному окружению. В Бобруйске одну сторону площади неправильной четырехугольной конфигурации занимал парафиальный костел, противоположную — коллегиум иезуитов. Коллегиум основан в 1625 г., костел св. Петра и Павла сооружен в 1747 г. по проекту Т. Жебровского. Позади храма размещались Г-образный двухэтажный учебный, жилой и подсобный корпус, здание школы, где действовал театр, участок сельскохозяйственных угодий с несколькими постройками. На протяжении XVII и XVIII вв. при коллегиуме работали архитекторы-иезуиты В. Дягилевич, К. Металаковский, Т. Жебровский, Г. Ленкевич, Ф. Кареу и ряд мастеров разных строительных специальностей.

Северо-западную часть площади формировала старостинская усадьба, здание которой располагалось в глубине двора. Рядом размещался похожий по планировке другой старостииский двор. Возле приходского костела на площадь выходили угловое сооружение, вероятно богадельня.

Храмы, доминировавшие в композиции поселения, формировали при этом малое, затесненное пространство площади, в чем проявилась традиция западноевропейского средневекового градостроительства. Для него, однако, не была характерна визуальная связь внутреннего пространства площади с окружающей городской и природной средой, свойственная древнерусским городам. Синтез этих двух начал определил возникновение подобных комплексов как регионально специфичной градостроительной формы.

Костелы фланкировали открывающееся к реке пространство и размещались осями взаимно перпендикулярно, образуя лаконичную напряженную композицию. При восприятии извне такая постановка объемов обеспечивала им активную силуэтоформирующую роль. Обозрение вдоль осей костелов из любых видовых точек давало картину протяженного бокового фасада одного из храмов в сочетании со стройным фасадом другого главным или апсидным.

Иезуитский костел, относясь к учреждениям закрытого типа, тем не менее главным и двумя боковыми фасадами непосредственно выходил на площадь и улипу. Такой прием в условиях малых культовых площадей показывает, что фасадная пластика со своей ордерной темой приближалась к зрителю, концентрировала внимание, проявляла в образе ансамбля важную роль архитектурной детали.