Анализ древнерусской по генезису структуры Бобруйска констатирует существенную черту его художественного построения, отражающую своеобразие городов Великого княжества Литовского XVIII в.
В отличие от древнерусского градостроения характер размещения доминирующих зданий отразил противоположную особенность — образную неравновесность, неустойчивость крупных компонентов пространственной композиции. Относительно главной улицы как планировочной оси Успенская церковь с колокольней у въезда в город и храм св. Николая в замке сосредоточились только с одной стороны. Несмотря на то, что видовая перспектива вдоль улицы завершалась Николаевской церковью и колокольней при ней, храм был смещен вправо с оси магистрали. При движении к рыночной площади архитектурные вертикали возвышались справа, а левая сторона имела низкий горизонт застройки. В связи с удаленностью крупные объемы иезуитского и приходского костелов, наиболее вероятно, почти не воспринимались из пространства улицы.
В еще большей степени визуальная неравновесность архитектурных масс прослеживалась относительно другого умозрительного направления, которое вместе с главной улицей отмечало две основные оси города. Это условная линия, проходившая посередине веретеновидной площади, затем вдоль короткой улицы, соединявшей ее с культовой площадью, и по дороге на Минск. Церковь св. Николая с колокольней, приходский костел, иезуитский храм и монастырский корпус, а так же само пространство культовой площади с видовой картиной заречных далей размещались по одну сторону оси. С противоположной стороны на всем протяжении города на юго-запад не было доминант, за исключением далеко стоявших Успенского храма и маломасштабной униатской каплицы (позже — Ильинской церкви), не видных с площадей.
Очевидно, кроме изображенных на планах Бобруйска конца XVIII в. мест культовых зданий, не существовало иных участков, где в предшествующие столетия могли бы находиться храмы. Исследования, в том числе автора монографии, показывают, что однажды выбранное место культового сооружения закреплялось в процессе дальнейшего развития города. Храмы разрушались и возводились заново, перестраивались, меняли христианскую конфессиоиальность, но положение их сохранялось. Случаи утраты или переноса на новое место сакральных объектов без использования старого участка по религиозному назначению крайне редки.
Кроме Бобруйска можно охарактеризовать иные города с веерно-полукольцевой планировкой. В Мозыре левый берег р. Припяти пойменный, на правом — гряда высоких холмов, прорезанная выходящими к реке оврагами. В отличие от распространенной на равнинной местности ситуации, когда вокруг детинца концентрическими поясами складывались укрепленные окольный город и посад, здесь наличие близлежащих возвышенностей определило другую структуру. Детинец (с XIV в. — Верхний замок) находился рядом с похожим но территории и форме окольным городом, отдельно размещенным на соседнем холме (Нижний замок). Замки окружались посадом в природной котловине у подножья еще более высоких и обширных прибрежных холмов. Такая топография вызвала появление полукруглой улицы возле обоих замков, от которой по ложбинам и вдоль берега в разные стороны расходились улицы. Принадлежность планировки к рассматриваемому типу подтверждается наличием второй, полу кольцевой улицы большего радиуса, сохранившаяся часть которой видна на плане конца XVIII в.
В XVIII в. общественный центр города формировался на основе круговой улицы. В ее застройке размещались культовые здания, при этом своеобразна постановка четырех православных храмов XVI —XVII вв. вдоль прибрежного отрезка трассы, а трех католических с обратной стороны замковых холмов. Так, сложились участки городской среды, в идейном отношении отличавшиеся моноконфессиональностью (конфессиоиальиость, принадлежность и посвящения храмов указаны в пояснениях к упомянутому плану из РГВИА, планам Мозыря 1830 и 1836 гг.).