Костел св. Станислава коллегиума иезуитов

Исходя из обнаруженной закономерности размещения культовых зданий одновременно на полуокружностях и радиусах, можно выдвинуть гипотезу, что один из многочисленных храмов XVI в. располагался в месте пересечения внутреннего полукольца с радиусом: детинец — Онуфриевская церковь. В. Грудницкий, анализируя данные акта 1552 г. о строительстве нескольких торговых лавок на площади, пришел к выводу, что Троицкая церковь находилась вблизи западных торцевых фасадов корпусов торговых рядов 1105, с. 1491, очевидно, в застройке западной стороны площади. Рассматриваемый участок находился примерно на пересечении умозрительных полуокружности и радиуса. Кроме того, учитывая традицию постоянства использования под культовую функцию однажды выбранных участков, место церкви косвенно подтверждается постановкой здесь в 1840-х годах каплицы в память избавления жителей Пинска от эпидемии холеры.

Рассмотренная схема постановки идейно важных зданий в основных чертах сложилась в древнерусскую эпоху и период распространения православия в ВКЛ в XIV XVI вв., а затем преемственно развивалась до конца XVIII в.

Процесс нарушения иерархической организации древнего восточнославянского города путем возведения крупномасштабных католических комплексов с главенствующим религиозно-смысловым, пространственно-планировочным и художественным значением не исказил начертания общей схемы, а лишь существенно переместил акценты внутри нее. Преобладающая градоформирующая роль иезуитского, францисканского и доминиканского монастырей отчетливо проявлялась при восприятии панорамы города с пойменной равнины правобережья Пины.

Как и в других городах, прослеживался прием сдвоенной постановки доминант, который усиливал их акцентную художественную функцию и служил закономерностью градостроительных композиций XVIII в. Помимо утилитарной обусловленности — возможное наличие на монастырском участке главного и зимнего храмов, строительство колоколен при костелах — или случайно возникшего соседства двух пространственных ориентиров, несомненно, существовало эстетическое начало в понимании не только зодчих, по и заказчиков, вызвавшее жизнеспособность данного приема.

Особенностью общественного центра Пинска была система трех разных по назначению взаимосвязанных площадей главной рыночной, культовой возле коллегиума и перед синагогой. Подобная компактная структура трех элементов характерна и для некоторых других древних городов, например Слонима и Кричева, постепенно, без крупных планировочных преобразований формировавшихся до конца XVIII в. Причины появления этого специфичного функциональнопространственного, эстетически осознанного образования следующие.