В 1796 г. Павел I упразднил Комиссию строения, но симптомы ограничения ее деятельности сказались уже несколько ранее. С изданием в 1785 г. положения о городах и усилением в них роли местных административных учреждений руководство застройкой городов постепенно переходит к губернским архитектурно-строительным организациям. Все большее значение приобретают губернские архитекторы и строительные отделения учрежденной в 1782 г. Управы Благочиния.
В начале XIX в. произошли изменения и в застройке городов по образцовым проектам. Появляется ряд альбомов с чертежами новых образцовых проектов. В 1803 г. были выпущены образцовые проекты казенных зданий, а с 1809 по 1812 г. вышло несколько альбомов, включавших более 300 различных проектов образцовых фасадов жилых домов и даже планировки целых кварталов.
Расширяется и возможность вариантности в применении образцовых проектов. Если во второй половине XVIII в. каждый тип здания закреплялся за определенными районами или кварталами города, причем отступления от этого правила допускались только по специальному разрешению, то в начале XIX в. такое ограничение не соблюдалось.
Новые образцовые проекты в противоположность проектам второй половины XVIII в. предназначались для самых различных по социальной принадлежности и имущественному цензу застройщиков и отличались по этажности, внешнему оформлению и расположению на улицах и на площадях.
Существенным моментом, вызванным развитием капиталистических отношений, было включение в альбомы образцовых фасадов 1812 г. трех- и четырехэтажных домов «для отдачи внаймы по квартирам», т. е. доходных домов, первые этажи которых обычно отводились под лавки.
Наряду с «образцовыми фасадами жилых домов 1809—1812 гг.», составленных Руска, Гесте, Стасовым, строительство по которым считалось обязательным во всех городах России, велось и строительство по образцовым проектам, разработанным дополнительно, по специальному заказу. Так, например, в 1811 г. арх. К. И. Росси выполнил проекты жилых и общественных зданий для Твери.
В альбомах образцовых проектов начала XIX в. типизации подвергались лишь фасады. Это объясняется несложностью конструкций жилых домов, а также тем, что общие правила строительства в полной мере излагались в специально издававшихся руководствах.
Уже в конце XVIII в. появляется несколько руководств по архитектуре, из которых наиболее распространенным стало «Краткое руководство к гражданской архитектуре», изданное в 1789 г. и переизданное в 1804 г. Руководства давали возможность застройщикам грамотно составлять планы зданий и правильно выбирать строительные материалы и конструкции.
В начале XIX в. продолжали застраиваться центры многих губернских и уездных городов России, в большинстве своем — по планам второй половины XVIII в. К новым работам относятся проекты, связанные с освоением юга России и Черноморского побережья, и, кроме того, проекты планировки Уфы, Саратова, Тюмени, Макарьева на Унже и других городов.
Интенсивно застраивались старые города — Калуга, Кострома, Ярославль, Рязань и многие другие. В Калуге, например, крепостной архитектор Каширин построил больницу; крепостной архитектор Гусев — здание дворянского собрания. Было сооружено также много жилых домов, из которых выделяется дом Кологривовых. Вместе с надворными служебными и хозяйственными постройками, воротами и ограждающими решетками он образует целостный комплекс городской усадьбы.
В Костроме в этот период возвели присутственные места, дом генерал-губернатора, торговые ряды и другие общественные и жилые здания.
В Нижнем Новгороде осуществлено крупное строительство гостиного двора и ярмарки, территория которой, окруженная с трех сторон каналом, служила противопожарной защитной зоной и использовалась для осушения участка. От площади с главным ярмарочным зданием в глубь территории шли торговые корпуса, а между ними — проезды к реке. Бульвар в центре ярмарки создавал архитектурную ось всей планировки.
Для русского градостроительства второй половины XVIII — начала XIX в. характерно создание законченного типа города, в планировке и застройке которого в полной мере сказались принципы русского классицизма.