Исторические понятия ритма

Не рассматривая здесь исторических понятий ритма и других категорий, отметим только, что знание элементарных законов ритмического движения форм в архитектуре, умение на основе этого знания создать такое равновесие оптического движения, которое отвечает и самим законам восприятия, — необходимы для архитектора. Без них невозможно создание совершенного произведения архитектуры (которое, конечно, требует для своего создания не только знания этих элементарных эстетических закономерностей и мастерства, но и значительного идейного содержания, органической связи с пародом, с обществом, для которого оно предназначено).

Мы не воспримем произведения искусства с необходимой глубиной, если действие всех его выразительно-эстетических моментов не будет доходить до нашего сознания вполне ясно.

Ясность восприятия нарушается, если видимый нами образ затуманен, виден нами не полностью или искажен. В металлических сооружениях чаще всего встречаемся мы с искажением образа, возникающим вследствие наложения друг на друга элементов различных конструкций, происходящим при рассмотрении сооружения под косым углом зрения. Это наложение конструктивных частей может иногда производить впечатление хаоса и в значительной степени нарушает эстетическое воздействие даже таких конструкций, которые сами но себе не производят дурного впечатления.

Восприятие «объема» и «пространства» в сквозных металлических сооружениях соединяется. Сквозь грани формы, определяющие объем, взору представляется открытое пространство. Членения объема переплетаются с членениями пространства, и горе нашему взору, если форма не обладает такой цельностью, при которой ощущение пространства подчеркивает впечатление от расчленений объема. Только цельностью формы сооружения можно спасти впечатление, и не только спасти, но даже и сделать его более полноценным. Восприятие жестких колец, видимых насквозь, подчеркивает форму, усиливает впечатление объемности. Подобный же характер носит 80 башня, состоящая из системы стоек, размещенных в вершинах шестиугольника и связанных жесткими кольцами. Однако создание такой исключительно целостной формы, воспринимаемой нами одинаково с любой точки зрения (формы тел вращения), возможно далеко не всегда. В тех случаях, когда мы не можем пользоваться формами тел вращения, нужно выбирать такие формы, которые не дают хаотических пересечений.

Труднее всего бороться с искажением формы в чисто металлических сооружениях, свободно стоящих в пространстве, какими являются мосты, мачты, башни.

Несколько легче избегнуть наложения различных решеток в интерьерах зданий — крытых рынках, стадионах, промышленных цехах. Здесь этого можно достигнуть, увеличивая шаг стропильных ферм или арок, что вполне отвечает принципу экономичности (концентрация материала), а также принимая надлежащую, не слишком большую, высоту ферм или переходя на перекрытие пролетов балками со сплошной стенкой.