Архитектура XVII века. Каменное культовое зодчество

собор Ново-Иерусалимского монастыря под Москвой

Господствующее место в русской каменнной архитектуре 17 века, в связи с ростом городов, занимал тип бесстолпной приходской церква.
Московские архитекторы увеличивали размеры храмового помещения, пристраивая обширные трапезные и боковые приделы. Сложность композиции позволяла вести строительство частями, по мере накопления средств у прихожан.

Живописная композиция храмов была обусловлена сочетанием разных по высоте объемов. Храмы XVII века увенчивались 5 главами, очень частьо многие из них, а иногда и все, были декоративными. Многие конструктивные детали ранних форм в архитектуре 17 века становятся декоративными.

Планировка храмов, как правило ассиметричная.

Внешняя отделка фасадов очень сложна, обилие декоративных деталей, карнизов, лопаток, их цветная раскраска – все это делало архитектуру храмов очень яркой и пышной. Например: Церковь Троицы в Никитниках в Москве (1628 – 1658 гг.), Церковь Николы в Хамовниках в Москве (1679 – 1680 гг.).

К концу XVII века относятся первые попытки применения в храмах простых четырехскатных крыш с большими выносными карнизами. Такие храмы есть в Ярославле, Ростове Великом.

Особую группу в архитектуре 17 века составляют постройки патриарха Никона, которые он наделял строгостью, величием и монументальностью.

Крупнейшей постройкой Никона являлся собор Ново-Иерусалимского монастыря под Москвой (1656 – 1685 гг.). Прообразом послужил храм Вознесения в Иерусалиме с круглой ротондой в плане.

Русские мастера перекрыли ротонду диаметром 23 метра кирпичным шатровым перекрытием, этот шатер обрушился в 1723 году и был заменен деревянным.
Декоративное убранство собора имело сходство с западным ренессансом и барокко.
Каменные постройки повторяют типы деревянных храмов.

Декоративное убранство каменных храмов использует западные мотивы. – ордерные композиции, портики, фронтоны. Происходит соединение традиционной русской формы с деталями западно-европейского барокко.