В Версале радиальные улицы не получили поперечных связей. В Риме — лишь одна улица Кондотти удачно пересекла три луча и уперлась в Испанскую лестницу, поднимающуюся на Монте-Пинчио. Но в Петербурге лучевые улицы имеют множество удобных и эффектных поперечных связей. Веер петербургских лучей организует и прочно держит систему полукольцевых магистралей, образованных улицами, каналами и естественными водными протоками. В самом центре города от Дворцовой площади отходит первое, совсем малое, полукольцо — Большая Морская улица, перекрытая у выхода великолепной аркой Главного штаба. За Большой Морской (дальше от центра) вольно и весьма выразительно искривляется река Мойка, охватывающая дугой центральные кварталы. За Мойкой идет Екатерининский канал с его многочисленными коленами и узкими набережными, а еще дальше простирается цепь магистральных Садовых улиц и река Фонтанка в ее темнокрасных каменных берегах.
В первой половине XVIII в., в эпоху регулярных садов и парков, появилось множество садов вдоль Фонтанки, которые составили зеленое кольцо вокруг Петербурга. Таким образом, радиальные проспекты Петербурга представляют, собой не частную планировочную композицию, а основу городского плана Петербурга.
Невский проспект появился еще во времена Петра I как кратчайший путь для связи Адмиралтейской слободы с Новгородской дорогой. В петровское время этот проспект представлял собою широкую дорогу, проложенную в болотистом лесу. Но уже в 1737 г. Невский проспект вызывал восхищение как своим протяжением, так и своей застройкой, выдержанной в едином архитектурном порядке от Фонтанки до Адмиралтейской башни. В то время как Невская (главная) дорога вела в Новгород, другая, проложенная позднее (Вознесенская), соединялась с Лифляндским трактом и вела в Петергоф и далее за границу. В дальнейшем была проложена от Адмиралтейства средняя магистраль, так называемая Гороховая улица. Три лучевых проспекта Петербурга были нанесены на плане уже при Анне Иоанновне, а при Елизавете, согласно плану М. И. Махаева, три луча составляли композиционный остов всей континентальной части Петербурга.
В результате конкурса на планировку Петербурга (1763 г.) был составлен новый план города, известный под именем «Плана 1769 г.».
В феврале 1765 г. комиссия, возглавляемая И. И. Бецким, представила Екатерине II докладную записку, в которой предлагала, чтобы застройка производилась строго по плану и в общую линию с соседними домами; в отношении этажности комиссия предлагала держаться единой высоты от перекрестка до перекрестка улиц. Экономические побуждения заставили комиссию увеличить этажность рядовой городской застройки, так как этим достигалось увеличение плотности населения и задерживался слишком быстрый рост городской территории. Помимо этого, комиссия рекомендовала обстраивать площади красивыми сооружениями, чтобы они могли служить украшением как общественных, так и торговых мест. «Но так как площади в Петербурге большей частью назначались на окраине города,— писала комиссия,— где вообще селились обыватели недостаточные, которых трудно было заставить хорошо обстроить с фасада», то комиссия предложила «оные площади казенным коштом… обносить одною переднею фасадою с перевязями и, покрыв, распродать, к которой всякий по своему желанию удобнее пристроить может».
Площадь перед Александринским театром, непосредственно выходящая на Невский проспект, имеет правильный прямоугольный план; в глубине площади возвышается здание театра высотою в 33 м. Глубина площади 193 м, и, следовательно, отношение высоты театра к глубине площади выражается отношением 1 : 6. Здание театра прекрасно замыкает как перспективу площади (с Невского проспекта), так и Театральную улицу от площади Чернышева.
В 1827 г. Росси задумал соединить Невский проспект с Чернышевым мостом путем устройства небольшой, оформленной в едином ордере, улицы, а так как театр являлся главным зданием в этом районе, то он естественным образом стал главным элементом всего ансамбля. Площадь Чернышева Росси трактовал, как местный планировочный узел, откуда расходились три небольшие радиальные улички: Театральная, Чернышев переулок и уличка, подводившая к Апраксину рынку. Театральная улица (ныне улица зодчего Росси) имеет 219 м длины; ширина ее 22 м, высота домов по карнизу 22 м. Таким образом, поперечный разрез этой улицы строится на отношении 1 : 1.
Другим не менее значительным сооружением, входящим в ансамбль Невского проспекта, является Казанский собор, построенный архитектором А. Н. Воронихиным в 1801—1811 гг. Собор обращен к Невскому проспекту своей полукруглой колоннадой, состоящей из громадных коринфских колонн. Диаметр полукруглой площади 82 м, высота колоннады 21 м, что дает соотношение1 колоннады к диаметру площади 1 : 4. Концы колоннад Воронихин вывел на набережную Екатерининского канала и на Казанскую улицу, придав им весьма оригинальную монументальную обработку.