Гармония

Гармония в архитектуре
Гармония в архитектуре

Гармония создает приведение разнообразных форм к общему единству. Поэтому она представляет прямое выражение принципа единства в многообразии: внешне гармония выражается в формальном единстве элементов произведений искусства (гармония форм, красок, звуков). Но эта гармония форм является не чем иным, как выражением цельности, ясности воплощенного в искусстве мировоззрения. Вне этого нельзя понять гармоничность архитектуры эпох античности и ренессанса, выдвинувших ясное, цельное сознание и понимание окружающей действительности.

Гармония в архитектуре
Гармония в архитектуре
В то же время гармонию, как закономерное, соразмерное связывание элементов произведения, не следует отождествлять со стилем, который означает единство всех основных идей, законов и выразительных средств произведений целой эпохой.

Можно создать безупречное с точки зрения элементарной гармонии форм произведение искусства, которое, будучи составлено из элементов различных стилей, режет глаз грубым нарушением стилевого единства.

Сочетания качественно различных предметов также подчиняются гармонии, ибо формы их, хотя и имеющие различную фактуру н цвет, также могут быть приведены к единству созвучия. Рассмотрим, каким образом гармонизируется ритмическое движение, и проследим путь создания гармоничной художественной формы. Это рассмотрение возможно пока только на простейших примерах.

Простейшая форма движения — путь точки, перемещающейся на плоскости. Движение точки по прямой нельзя рассматривать как гармоничное или дисгармоничное. Можно сказать только, что оно закономерно. О гармонии может идти речь только тогда, когда движение имеет сложный характер, т. е. сочетается из двух или нескольких движений. Движение точки, все время меняющей направление, случайно и незакономерно; его нельзя называть гармоничным.

Разнообразие форм, порождаемое этим движением, не радует глаз, это то «разногласящее разнообразие», о котором говорил Альберти. Гармоничная форма может возникнуть только в закономерном движении. Закономерность дает как раз то единство в многообразии движений, которое доставляет нам эстетическое наслаждение.

Простейшая форма закономерного криволинейного движения — это круговое движение точки. Это движение уже может производить на нас приятное впечатление.

Каждое мгновение направление движения меняется, но меняется закономерно, уклоняясь в сторону от предыдущего направления на одну и ту же величину. Однако это движение все же слишком элементарно и воспринимается, когда к нему присмотришься, как несколько монотонное.

Несравненно большее удовольствие получаем мы от созерцания кривых, образовавшихся в результате более сложного движения точки — линий переменной кривизны.