Справа и слева от центрального двухэтажного здания на западной стороне размещалось по три одноэтажных дома с почти одинаковыми щипцами. Средние в группах дома венчались овальной формой щипца, остальные имели треугольное завершение. Эта особенность еще более усиливала ритмический характер всей композиции. Интересно отметить прием создания симметричных «триад» близких по пропорциям зданий, характерный для градостроительства барокко и раннего классицизма при формировании застройки площадей. Примером служат также группы из трех административных зданий на противоположных сторонах главной площади Полоцка, созданные в конце XVIII в. губернским архитектором Иваном Зигфриденом. Здесь средние в группах здания тоже выделялись криволинейной формой фронтона.
В 1770-х годах высотными сооружениями ансамбля служили деревянные костел и церковь, воздвигнутые еще до тызенгаузовской реконструкции. На основе упомянутых планов Постав конца XVIII в. можно установить размеры и конфигурацию храмов. Приходский костел был построен в 1516 г., в 1760 г. уничтожен пожаром, а в 1784 г. уже существовал новый двухбашенный деревянный костел. Униатская церковь относится к 1713 г..
Трансформацию городского центра в XIV XV вв. иод влиянием западноевропейского градостроительства, перемещение главной площади от Верхнего замка вглубь территории Великого посада проследить трудно из-за отсутствия данных. Вероятно, в застройку площади Нового времени входил один из древнейших в ВКЛ кальвинский сбор первой половины XVI в., упоминаемый в исторических источниках. Однако, наиболее вероятно, прямоугольная планировка, свойственная внутренним территориям крепостей Возрождения, тогда уже существовала, будучи созданной еще до войны, в конце XVI — первой половине XVII в. в контексте общего процесса преобразования древних городов на основе градостроительных идей Нового времени. Такого же мнения придерживается и польский исследователь А. Ю. Барановски, составленный до его реконструкции в эпоху классицизма. Несмотря на отсутствие четкой регулярности линий застройки, хорошо прослеживается близкая к симметричной композиционная схема рынка. С востока, севера и юга к нему подходило по три улицы, что типично для ренессанса (по документу 1778 г. одно из северных направлений, упиравшееся в вал Нижнего замка, очевидно, уже утрачено), а главная осевая магистраль визуально завершалась иезуитским храмом на западной стороне площади. Наиболее вероятно, средняя из трех южных улиц ранее трассировалась несколько восточнее, вдоль стены францисканского костела, находясь в створе средней из трех северных улиц. Это подтверждается размещением приблизительно на одной прямой осей доминиканского и францисканского храмов, а также характерным изломом южной стороны площади в месте примыкания утраченной улицы.
В первой половине XVIII в. (к 1745 г.) на месте деревянного сооружен каменный иезуитский костел св. Стефана, а во второй половине XVIII в. вместо сгоревших в 1750 г. деревянных построены каменные корпуса коллегиума. При этом, как можно предположить по плану 1778 г., крайние западные из трех улиц, подводивших к площади с юга и севера, оказались размещенными на одной линии с главным фасадом храма. В системе высотных сооружений города иезуитский костел стал главным.