Примыкающие к площади улицы

Фасады одинаковых групп из трех зданий на северной и южной сторонах были строго симметричны. В общую композицию органично включены асимметричные элементы доминиканский монастырь и дворец генерал-губернатора. Асимметричным компонентом служило и камерное пространство прямоугольного парадного двора перед коллегиумом, составлявшее единое целое с главным пространством площади. Асимметрия обогащала художественную организацию ансамбля, лишала его однообразия при сохранении основной композиционной идеи симметрии городского центра.

Пропорциональный анализ позволил установить применение принципа равенства основных планировочных и высотных размеров ансамбля, а также ограниченное использование модульности элементов застройки и пространств. При проектировании классицистической планировочной композиции модулем служила ширина главного фасада существовавшего иезуитского костела (12 литовских саженей, или около 24 м), которая составила 1/5 ширины площади (120 м). Создание храма именно в такой пропорции с форумом представляется не случайным. В плане ансамбля костел семантически как бы находился во главе структуры площади, возглавляя ее пространственное поле. Необходимо упомянуть исследования православной средневековой и более поздней иконописи, которые свидетельствуют об эстетически совершенном «золотом делении» прямоугольного поля иконы на пять частей по ширине и высоте с композиционным выявлением срединной, одной пятой доли. Важно, что 1/5 ширины иконы соответствовала диаметру нимба, символа совершенства и бесконечности божества. Кроме того, этот диаметр использовался как модуль в построении всего сакрализованного изображения.

Не исключено, что при формировании плана ансамбля ассоциативно преломились распространенные смысловые и пропорциональные особенности древней иконописи. Плоскость прямоугольной площади могла образно соотноситься с полем иконы, а возглавлявший ее храм с нимбом. Правда, вышеуказанные исследования касаются православных синайских VI в., галицких XIV—XVI вв., константинопольских, московских и новгородских икон XII-XVI вв. Однако неизвестно, какую конфессию исповедовал автор планировочного решения, установивший соотношения частей ансамбля, увязывая вновь создаваемые северный и южный фронт застройки форума с уже существовавшим иезуитским костелом. Пет сведений также, в какой пропорции между собой находились размеры первоначальных прямоугольной площади эпохи Возрождения и деревянного иезуитского костела второй половины XVII в.

К композиционному модулю ансамбля приближались расстояния между осями административных зданий на южной и северной сторонах 23,5 м. Удвоенному модулю равнялась длина фасада дворца генерал-губернатора. При этом протяженность фасада группы трех административных зданий — 60 м — составляла половину ширины площади.

Высотное построение ансамбля основывалось на выразительном контрасте масс и силуэта иезуитского костела и малоэтажной фоновой застройки, формировавшей целостный периметр площади. Коллегиум, будучи одним из крупнейших в Беларуси, отличался и большими размерами храма. Высота башен до основания креста составляла около 53 м. Высота же административных зданий до верха кровли — 13,5 м. Отношение высот доминанты и рядовой застройки — приблизительно 4:1 определяло эффектное противопоставление архитектурных форм.

Роль второстепенной доминанты играл доминиканский костел. Соответственно был задуман его главный фасад высотой около 27 м. Он не имел башен, завершался барочным щитом и в целом отличался компактным силуэтом. Отношение высот храма и периметральной фоновой застройки — примерно 2:1 (облик этого храма, хорошо видного вдали на рисунке города 1812 г. — воссоздан с определенной степенью приближения и с учетом аналогов безбашенных костелов XVIII в.). Таким образом, в основу высотной композиции элементов ансамбля главной и второстепенной доминант и большей части рядовых объектов — положена лаконичная пропорция, включавшая удвоения 4:2:1.