Наиболее яркий пример ансамбля, возведенного на регулярном планировочном субстрате средневекового генезиса, представляет собой торговая площадь местечка Поставы. Это уникальное произведение барокко рассматривалось в ряде исследований. Накоплен фактологический материал, иллюстрирующий условия его строительства и архитектуру отдельных зданий.
К настоящему времени ансамбль почти утрачен: из 22 зданий сохранилось 8, два из них перестроены. Автором монографии выполнены графические реконструкции на 70-е годы XVIII в. плана площади в М 1:500, фасадов застройки ее южной, западной, северной сторон и торговых рядов в М 1:100. Реконструкции основаны на изучении литературных источников, планов города конца XVIII в. современной геодезической съемки территории, архитектурного облика и данных технической инвентаризации сохранившихся зданий.
Материалы, иллюстрирующие планировку местечка до проведения ансамблевого строительства, отсутствуют. Тем не менее очевидно, что при реконструкции 1770-х годов могли быть только расширены магистрали или выровнены некоторые линии застройки площади и улиц, тогда как общая схема плана более древняя. Конфигурация площади приближалась к прямоугольнику со сторонами 87, 98, 189 и 197 м. К его углам подходили четыре улицы, каждая из которых, с небольшим отклонением, была трассирована как продолжение стороны площади в одном направлении. Такой прием, напоминающий свастику, типичен для четырехугольных средневековых площадей Западной и Центральной Европы, Соборной площади в Равенне, площади Санто Пьетро в Мантуе, Нового рынка в Вене, Старого рынка в Стралзунде, культовой площади возле иезуитского коллегиума в ГІинске, а также упоминается Камилло Зитте.
С другой стороны, возникновение новой планировки поставского центра в 1770-е годы, время переходное от барокко к классицизму, характерное сосуществованием чисто барочных и классицистических планировочных и объемно-пластических композиций, крайне маловероятно. Причина тому — выраженная асимметрия пространственной схемы площади с примыкающими улицами и положения резиденции Тызенгауза относительно магистрали — оси, соединяющей ее с рынком, тогда как в рассматриваемую эпоху понятие изящного неразрывно связывалось с идеей симметрии.
Среди площадей других городов ансамбль отличался редкой полифункционалыюстыо и включал торговые ряды, приходский костел, униатскую церковь, школу, кафе («кафснгауз»), две гостиницы, аустерию, заезжие дома, суд, здание лечебницы и канцелярии, жилые дома иноземных рабочих. Состав застройки свидетельствовал о гражданском, светском характере ансамбля.
Композиция застройки южной и западной сторон была симметричной, а северной и восточной асимметричной. Асимметрично в пространстве площади размещались также квадратные в плане торговые ряды с внутренним двором. Так, в организации застройки на основе художественного противопоставления использованы симметрия и асимметрия. В общей асимметричной структуре заключены развитые симметричные группы зданий.
Условно выделим уникальные и рядовые элементы композиции. К первым относились: торговые ряды — главное здание ансамбля; центрично размещенная на восточной стороне школа; фланкирующие эту сторону деревянные костел и церковь; кафе — расположенное на оси симметрии основное здание южной стороны; аустерия асимметрично размещенная главная постройка северной стороны. Рядовые элементы были созданы на основе типизации объемно-планировочных и пластических решений зданий, что явилось отражением социально обусловленных тенденций в градостроительстве барокко XVIII в. Типизация сочеталась с вариантностью декоративных элементов. Прослеживалось три типа рядовых построек: обращенный к площади торцевым барочным щипцом одноэтажный жилой дом ремесленника, выходящее на площадь длинной стороной двухэтажное общественное здание, обращенная к площади длинной стороной одноэтажная общественная постройка с мансардой.
Применение двух симметричных и двух асимметричных композиций застройки сторон площади дополнялось приемом общности объемно-планировочного типа рядовых зданий на симметричной и асимметричной сторонах, а именно — на западной и северной использован одноэтажный дом с торцевым щипцом.
Кроме того, применен прием отличия типа рядовых зданий на симметричных сторонах — двухэтажное общественное здание встречается только на западной стороне, одноэтажное с мансардой — только на южной.
В основе образа ансамбля лежало активное использование ритмических построений. Наиболее сложная композиция застройки западной стороны основывалась на двойном применении ритма. Более крупный ритмический ряд образовали однотипные двухэтажные здания — два крайних и одно центральное. Ритм меньшего масштаба формировался шестью одноэтажными домами, размещенными с интервалами в осях 20 м (модуль М). С таким же шагом три здания этого типа располагались на северной стороне, а расстояние 25 м в осях было между крайним типовым домом и аустерией. Ритм южной стороны, образованный двумя типовыми одноэтажными гостиницами и кафе, также определился шагом 25 м (модуль М 1). Расстояние между всеми постройками западной и северной сторон было одинаковым — 8,5 м, на южной стороне оно составило 6 м.
Кроме двойного ритма особенностями застройки западной стороны были сложный, живописный силуэт и выразительный контраст двух типов рядовых построек, а также зрительное усиление флангов этой стороны блокировкой трех разнохарактерных зданий в единые угловые группы.