В Пинске сложные очертания главного торга при их идеализации сводятся к достаточно простой четырехугольной фигуре. Функциональное зонирование площади типично. В срединной части сформирована административно-торговая зона: ратуша островного положения и два протяженных корпуса торговых рядов, а вдоль периметра размещена жилая застройка мещан и земян. В XVI в., как свидетельствуют инвентари города, на сторонах площади было 115 участков домовладений, старостинская конюшня, богадельня 1626. Важнейшим функциональным компонентом служил иезуитский коллегиум бесспорная доминанта по занимаемой территории, масштабу и числу зданий, композиционному значению. Коллегиум и культовая зона Николаевской церкви располагались по периметру форума.
В соответствии с принципом восточнославянского градостроительства торговище находилось непосредственно возле замка. Прослеживалось и свойственное средневековым в своей основе площадям появление внутри них нескольких живописных камерных пространств, определяемых застройкой первого высотного уровня. Другой важной чертой комплекса служило особое значение направленных видовых перспектив. Использован распространенный принцип постановки основных сооружений в визуальном завершении улиц. Созданы прямые и обратные зрительные связи доминанты на площади размещались на замыкании улиц, а некоторые расходящиеся от нее направления ориентировались на вертикали в других частях центра. Применен и специфичный прием расположение застройки так, что она формировала внутренние пространства, композиционно нацеленные на ведущие здания площади или за ее пределами.
Последняя особенность наиболее интересна. Каждое из обособленных пространств получило преобладающую ориентацию на ту или иную удаленную от него доминанту. Часть пространства I и удлиненная зона между торговыми рядами композиционно нацеливались на главный фасад иезуитского костела. Оригинальность главного фасада этого двухбашенного храма достигалась двумя высокими, изогнутыми в плане стенами. Они прорезались аркадами и были пристроены к углам башен наподобие ажурных крыльев, визуально охватывающих пространство площади. На втором ярусе в основаниях башен и в качестве центрального межбашенного щита ордерными средствами условно изображены три строения, размещавшиеся по треугольной схеме. Они представляли собой треугольные фронтоны, покоящиеся на стойках-пилястрах, между которыми помещалось по одному оконному проему в барочном обрамлении. Центральная иллюзорная конструкция была наиболее крупной и располагалась выше боковых. Можно предположить, что таким путем в пластической композиции фасада формально выражен символ Св. Троицы и, одновременно, образ храма как дома Божьего.
Для пространства, во многом формируемого боковым фасадом Николаевской церкви и восточным фасадом ратуши, свойственно направленное восприятие на большой центричный храм православного монастыря. Храм эффектно обрамлялся объемами магистрата и церкви, образуя видовую картину тесной группы высотных сооружений с богатым силуэтом. Фланкирующие плоскости фасадов церкви и ратуши сходились примерно под 90°, усиливая перспективное сокращение и тем самым иллюзорно увеличивая масштаб монастырского храма. В противоположном направлении, за счет заужения абриса плана, пространство ориентировалось на видный с угла, что наиболее благоприятно, иезуитский костел. Очевидно, из этой представительной и декоративно оформленной части площади, ограниченной всеми основными зданиями, осуществлялся вход в магистрат.
Архитектурное решение Пинской ратуши
Анализ плана города 1794 г. позволяет утверждать, что она принадлежала к наиболее примечательному в объемно-пространственном отношении центричному типу. Его традиционная, повторяющаяся особенность более или менее выраженная тенденция к построению плана в виде квадрата с выдвинутыми вперед угловыми частями, в которых находились большие помещения, либо в виде пяти квадратных частей, где к основной, центральной симметрично примыкали четыре угловых. Известные примеры первой из указанных разновидностей здания магистратов в Чечерске и Чаусах. Ратуша второй разновидности кроме Пинска построена в Белостоке (Польша).
Аналогичны условия восприятия в малом пространстве III, откуда иезуитский храм обозревался также наиболее эффектно, с угла, в живописном обрамлении одного из ратушных фасадов и главного фасада церкви св. Николая. Как в пространстве II, плоскости фасадов ратуши и церкви сходились под 90°, иллюзорно возвеличивая видный между ними костельный объем. В обратном направлении был виден православный храм подобно тому, как обозревался иезуитский костел из пространства II. Так, общность условий восприятия свидетельствовала о своеобразной черте комплекса площади. Она заключалась в преднамеренном формировании трехэлементных видовых картин высотных доминант, в которых крайние объемы призваны художественно обрамлять и иллюзорно возвеличивать центральный, а вся группа образовывала развитую силуэтную композицию.
Наконец, и пространство IV характеризовалось ориентированностью перспектив. С одной стороны ограниченное валом замка, с другой — трехэтажным корпусом коллегиума, оно завершалось объемом ратуши с башней, видным над горизонтом торговых рядов, и меньшим, в силу удаленности, силуэтом униатской церкви. Наилучшее понимание объемно-пластических качеств ратуши обеспечивалось ее восприятием с угла.
Пространством IV площадь получала визуальное раскрытие, видовой коридор к реке, что было мало распространено в белорусском градостроительстве XVIII в. Это определяло общность центра Пинска и примеров из древнерусского градостроительного искусства — главный торг был открыт к природному окружению. Другой чертой единства с русским зодчеством явилось воплощение в ансамбле принципа равновесия. Огромная масса костела с двумя башнями зрительно уравновешивалась в противоположной части площади двумя меньшими объемами однобашенной ратушей и церковью.
Среди комплексов, которые не формировались укреплением на участке детинца и отличались замкнутым внутренним пространством, интересна главная площадь Ошмян. Живописность градостроительных форм проявилась в похожем скруглении западной и восточной сторон, как бы очерченных из одной точки за пределами площади, незначительном схождении северной и южной сторон. Ясна причина сложения описанной меньшим радиусом восточной стороны, огибающей доминиканский монастырь. В этом месте на площади, закрепленном храмом, поворот более чем на 90° делала проходившая через город дорога из Минска в село Боруны. Противоположная сторона органично получила такую же кривизну, сохраняя просторным центр площади. Принцип подчинения линий застройки трассам движения подтверждается и неизменной закономерностью независимо от своей функции здание островной постановки всегда оставляло свободными пути прямого транзитного перемещения через площадь, определяемые подводящими улицами.