В обилии приемов организации разных по функции площадей наблюдались две ветви развития композиционных решений: свободное от застройки внутреннее пространство между сторонами площади; включение в это пространство объема или группы объемов с островным их размещением. Эти широко распространенные принципы, имевшие первообразы в истории европейского зодчества, начиная с античности, определили два подтипа площадей.
По критерию замкнутости или открытости внутреннего пространства площади к ландшафту и другим элементам городской среды установлены соответственно две группы объектов. С одной стороны, устойчивость восточнославянской планировочной основы XI —XIII вв., а возможно, и влияние градостроительства Московского государства XV—XVII вв. обусловили живописную постановку объемов по периметру площади с раскрытием ее внутреннего пространства, формированием ближних и дальних видовых перспектив на долины рек и заречные территории. Объединение площади с другими городскими пространствами осуществлялось сравнительно узкими зрительными коридорами или широким фронтом по одному или более направлениям. С другой стороны, образование новых, всегда замкнутых регулярных площадей на удалении от детинцев и в целом процесс латинизации с проникновением западноевропейского градостроительного мышления, вероятно, стимулировали развитие в XVI — XVII вв. принципа замкнутости ансамблей с нерегулярной планировкой. В XVIII в. площади с замкнутым периметром количественно преобладали. Вторичное распространение на новом историческом этапе идеи открытого пространства относится к периоду барокко и, главным образом, классицизма, когда в проектировании городов развернулось ее широкое воплощение в различных композиционных проявлениях.
Наконец, последний критерий, дополняющий предыдущие, затрагивает не типичные свойства, а специфические особенности площади. Их природа индивидуальна в каждой конкретной подгруппе и во многом вытекает из черт ансамбля в зависимости от его класса, вида, подвида, типа, подтипа и группы.
В результате типологизации но пространственным признакам комплексов застройки площадей второй половины XVIII — первой половины XIX в. установлены 132 низовые типологические единицы — подгруппы, каждая из которых иллюстрируется несколькими примерами. В процессе дальнейших исследований, основанных на предлагаемой в монографии методике типологии площадей по пространственным признакам, по мере расширения круга изучаемых объектов и охвата иных исторических периодов, количество подгрупп может увеличиться.
Ниже выполнен подробный анализ нескольких ансамблей площадей, состав застройки которых, как и подавляющего большинства комплексов второй половины XVIII — первой половины XIX в., являлся барочно-классицистическим. Выбор примеров для рассмотрения определился следующим:
высокой эстетической значимостью ансамбля и существенным местом в истории градостроительного искусства;
наличием фактологического материала (карто- и иконографические документы, данные литературных источников, сохранность элементов застройки и др.), позволяющего всесторонне оценить ансамбль, выполнить графические реконструкции и на их основе — анализ композиции;
необходимостью по возможности полнее представить разработанные типологии площадей по времени образования планировочной основы и пространственным признакам.
Специфичный для средневековья вид общественных пространств — площадь вытянутых, веретенообразных очертаний. Она характерна для западно- и центральноевропейского градостроительства, в частности Германии, Чехии, Словакии, Полыни. Однако сложение таких ансамблей в Великом княжестве Литовском на территории современной Беларуси проанализировано в настоящем исследовании впервые.
В зависимости от причин возникновения история зодчества выделяет несколько генетических ветвей таких «длинных рынков». Наиболее распространенная — развитие города из деревни вблизи замка. Широкий общинный выгон, через который проходила дорога, постепенно обстраивался по сторонам с уплотнением застройки в течение IX —XII вв. В XII XIV вв. посередине этого веретенообразного в плане участка, теперь уже превратившегося в общественную площадь, возникали церковь и ратуша (чешские города Зволен и Раковник, словацкие Кошице и Прешов, польский Нова Весь и др.).