Главным строительным материалом на Руси с древнейших времен и до петровской эпохи было дерево. Из дерева строились не только рядовые жилые дома, терема бояр и купцов, но и приходские и соборные церкви. Дерево шло на мощение улиц, на устройство мостов через реки и на сооружение оборонительных укреплений, в виде частоколов или рубленых стен. Естественно, что русские города не могли быть долговечными, так как при слабости . пожарной охраны они периодически выгорали до тла и полностью обновлялись по меньшей мере два-три раза в столетие .
Широкое применение камня и кирпича в строительстве церквей и кремлевских стен началось лишь с конца XV в. Но сохранившиеся стены кремлей не дают необходимого представления о планах. заключавшихся в них городов. В конце XVIII в. и вначале XIX в. были перепланированы все старые русские города. Поэтому при — изложении краткой истории древнерусского градостроительства приходится опираться на сохранившиеся памятники каменного зодчества, а в характеристике деревянной застройки — на летописный и графический материал с немногочисленными археологическими дополнениями. Само собой разумеется, что при таком состоянии источников характеристика русских городов не может обладать желательной полнотой.
В целом архитектура кремлей и монастырей занимала в русском градостроительстве наиболее выдающееся место, однако в дальнейшем она не получила развития, так как, начиная с эпохи Петра I, русское градостроительство стало развиваться в ином направлении.
Материалы о строительстве русских городов, разработанные в XIX в. и вначале XX в., подтверждают, что города на Руси существовали в глубокой древности. Наука опирается здесь на следующие доказательства:
1) свидетельства вещественных памятников;
2) свидетельства летописей и древнейшие акты;
3) свидетельства иностранных писателей.
Уже в XI в. создаются замечательные ансамбли киевской Софии и новгородской Софии. Архитектурный ансамбль киевской Софии принадлежит к типу наиболее выдающихся художественных явлений Средневековой Европы. Это — мировой памятник зодчества.
Такими же памятниками являются: церковь Спаса Нереты (1198—1199), Дмитриевский собор во Владимире (1194—1197), церковь Покрова на Нерли (1165—1166) и др.
Самая главная черта русской архитектуры — глубокая идейность. Идейное содержание русской архитектуры и ее стиль отнюдь не вытекали из техники и организации производства, а наоборот, техника и организация производства являлись средством для создания архитектуры эпохи, для выражения ее идейного содержания. В различные периоды расцвета русской архитектуры произведения архитектуры давали большой целостный образ своей эпохи. Для одной эпохи этим образом являлись киевская и новгородская София, для другой эпохи — Московский Кремль и храм Василия Блаженного. Каждое из этих произведений воплотило в себе большие общегосударственные и общенародные идеи, и это обеспечило им то жизнеутверждающее начало, которое сохраняет их в истории. Ярким примером идейного архитектурного образа в русской архитектуре явились кремли, в частности Московский Кремль с его соборами, башнями и завершающей всю композицию колокольней Ивана Великого. Колокольня Ивана Великого, возвышаясь над
Москвой, как бы возвышалась над всей Россией и являлась тем столпом, тем идейным образом, в которому должны были стремиться и другие сооружения города.
Великие произведения русской архитектуры пронесли через века славу русского народа. Эти произведения, воплотившие самую сущность народа, исполненные подлинной жизни народной, возвращались всегда в народ, как великая воспитывающая сила. Поэтому значение древнерусского зодчества и градостроительства очень велико не только для русской, но и мировой архитектуры.
ОБОРОТНЫМ этапом в истории русского градостроительства явилась эпоха Петра I, когда наиболее ярко выступило несоответствие старых, стихийно выросших и плохо спланированных городов тем экономическим и политическим задачам, которые поставлены были Петром I.
Вначале, как известно, Петр I стремился открыть морской выход для России на юге, через Черное море. После взятия Азова в 1698 г. был основан Таганрог, но этот город не получил большого развития, так как Петр I дал внешней политике России новое направление; он начал искать выхода в Европу через Балтийское море. Овладев устьем Невы, Петр I основал Петербург и вслед за ним Кронштадт (1703 г.). Север привлекал внимание Петра I не только возможностью торговли с западноевропейскими странами, но и своими природными богатствами. В Олонецком крае были залежи железной руды, необходимой для выплавки чугуна, из которого отливали пушки. Это обстоятельство побудило Петра і одновременно с основанием Петербурга заложить Петрозаводск, расположенный на западном берегу Онежского озера.
Поездка Петра I за границу, предпринятая им еще до начала Шведской войны, сыграла огромную роль в развитии русского градостроительства. Ознакомившись с регулярными городами Западной Европы, Петр I убедился в их практических преимуществах, оценил их эстетику и пожелал иметь такие же города у себя в России. Уже в строительных указах 1701 и 1704 гг. предписывалась регулярная каменная застройка в Москве, однако, с развертыванием строительства Петербурга эти мероприятия были оставлены.
Петербург поглощал все градостроительные возможности государства. Из года в год на строительство Петербурга собирались, наряду с крепостными, тысячи «работных людей», т. е. каменщиков, плотников и столяров. Не удовлетворяясь этим, Петр I в 1714 г. издал указ, в котором, ссылаясь на медленность возведения каменных строений в Петербурге из-за недостатка каменщиков, запретил во всех остальных городах России строить каменные дома. Концентрация строительных и творческих архитектурных сил в Петербурге позволила развернуть здесь грандиозное строительство, стоявшее на чрезвычайно высоком художественном уровне. Петербург стал школой для русских градостроителей, которые в дальнейшем составляли многочисленные планы губернских и уездных городов Российской империи.
Период времени с основания Петербурга и до 60-х годов XVIII в. можно рассматривать как первоначальный период в истории русского градостроительства, когда формировалось русское планировочное искусство, ставшее на путь строительства регулярных городов. Действительно, в то время планировка производилась почти исключительно в Петербурге и только для Петербурга. После Петра I над планировкой городов работали только Иван Мичурин (в Москве), П. М. Еропкин, Иван Коробов и М. Г. Земцов (в Петербурге). Но сколько принципиальных градостроительных вопросов было поставлено при решении плана Петербурга! Еропкин, Коробов и Земцов применили и развили систему трех лучевых проспектов; они сочетали эти проспекты с каналами; они соединили радиальные и кольцевые магистрали с кольцами парков; впервые применили в России регулярную застройку; сознательно решали силуэт города и, наконец, при смене стилей от Петровского барокко до барокко Растрелли сумели создать архитектурно целостный образ Петербурга, отвечавший представлениям тогдашнего общества о столице громадного государства.
Если в первой половине XVIII в. Петербург являлся не только главным, но и почти единственным градостроительным объектом, то при Екатерине II количество городов, застроенных по предварительно установленному плану, резко возрастает и градостроительство приобретает широчайший размах.
В 1763 г. вышел указ «о сделании всем городам, их строению и улицам специальных планов по каждой губернии особо». После выхода этого указа началась геодезическая съемка всех городов, которая дала возможность более глубоко и содержательно подойти к их планировке и застройке.