Летний дворец

Градостроительные работы в широком смысле слова начались после создания 11 декабря 1762 г. «Комиссии для устройства городов Санкт-Петербурга и Москвы», под руководством И. И. Бецкого. Членами Комиссии были назначены генерал-поручик и президент Академии Художеств И. И. Бецкий, генерал-аншеф 3. Г. Чернышев, вице-полковник князь М. И. Дашков, а в качестве архитектора к Комиссии был прикомандирован Алексей Квасов, который, несомненно, сыграл большую роль во всех ее планировочных работах. Деятельность Комиссии продолжалась до выхода в свет новой «Грамоты на права и выгоды городам Российской империи» (апрель 1785 г.), а в 1796 г. Комиссия была распущена.

В Петербурге. Москве, Одессе и других городах возникают новые площади, улицы и городские центры. Стиль ампир, получивший в России национально-русское художественное выражение, перерастает рамки единичных построек и становится преобладающим стилем русских городов.

В Петербурге — столице Российской империи — ампир обладает огромным размахом и дышит строгостью и величием; в Москве он отражает теплоту и уют дворянских особняков и усадеб. Следует отметить, что ампирные ансамбли прекрасно сочетались с древнерусскими архитектурными памятниками, монастырями и кремлями, создавая необыкновенное богатство форм и красок.

После Отечественной войны 1812 г. в Петербурге был создан «Комитет для строений и гидравлических работ», в который, помимо председателя — инженера Бетанкура, вошли Росси, Медюи и Стасов. Под их руководством проводилась планировка и застройка Петербурга александровского и николаевского времени, оставившая после себя Дворцовую и Сенатскую площади, Михайловский дворец, Театральную улицу (теперь улица зодчего Росси) и ряд других первоклассных ансамблей.

В екатерининский период было составлено множество новых генеральных планов для русских городов. Получив «высочайшее утверждение», эти планы приобретали силу закона и в течение пятидесяти с лишним лет почти не изменялись. По мере амортизации городского строительного фонда исчезали характерные для древнерусских городов узкие извилистые улицы, неправильные кварталы и тупики и на их месте появлялась регулярная городская застройка.

В начале XIX в. после победоносной войны с Наполеоном Россия с триумфом вышла на европейскую политическую аренду. Подъем национального чувства, сознание мощи и величия России и, наконец, экономический расцвет русских городов не могли не отразиться в архитектуре.