Что в культуре Древнего мира может считаться прообразом тех грандиозных сооружений, которые позднее возникли в античной архитектуре Греции и Рима? Какие древние мероприятия и ритуалы легли в основу более известных нам гладиаторских игр, театрализованных представлений и пр.?
Вероятно, древние богослужения, например Древнего Египта, включавшие театрализованные ритуальные действа (такие как «шествие золотой ладьи» в ходе праздника Опет в Фивах), не могут дать нам отправную точку в построении эволюционной линии, поскольку там отличался сам характер постановки, а также и ее восприятия (т.е. то, для чего устраивается зрелище).
Ближе к искомому прототипу могут быть те ритуалы, которые происходили в зиккуратах Месопотамии (таких как зиккурат бога луны Нанна в Уре ХХ в. до н.э.). Но и тут характер ритуала иной, поскольку не существовало зрителя как такового – были только участники разного уровня посвящения. Высказывается гипотеза, что первым прототипом зрелищного сооружения, соответствующего нашим представлениям, были дворцы Крита.
Дворцы являлись многофункциональными сооружениями. Среди функций дворца была и религиозная, причем ритуалы носили разный характер. В древнейший период (XIX–XVII вв. до н.э.) основным ритуальным действом предположительно были так называемые «игры с быком», включавшие прыжки атлетов через огромного быка, что запечатлено в минойском изобразительном искусстве.
Для организации действа в комплексе дворца устраивался большой прямоугольный двор, который был смысловым и композиционным центром комплекса. Этот планировочный элемент присутствует во всех известных науке дворцах Крита. Окружающая двор застройка могла вмещать зрителей ритуальной игры, причем они имели возможность безопасно размещаться на двух ярусах – т.е. в данном случае мы можем видеть дальний аналог трибун (или лоджий) на субструкциях.
Центральный двор критского дворца представляется самым ранним историческим прообразом амфитеатра (арены). Сам характер «игр с быком» идентифицируется как жертвоприношение в скрытом виде. То есть избранный для «игры» не обязательно погибает, хотя сама жертва неизбежна, так как, судя по характеру испытаний, участники игр чаще погибали, чем побеждали в испытаниях.
Как видим, по характеру организации действа это очень напоминает гладиаторские состязания древнего Рима. Однако прямого продолжения ритуальные игры Минойской эпохи не получили, вероятно, из-за неожиданной гибели цивилизации в результате чудовищной катастрофы. Дальнейшая эволюция пошла своим чередом, но можно предположить, что информация о древних играх и вмещавших их сооружениях сохранилась в опосредованном виде, как сохранился в веках миф о Лабиринте, Тесее и Минотавре.
Греческая цивилизация, наследовавшая многие традиции как Минойской, так и ахейской культур, внесла огромный вклад в формирование зрелищных сооружений. Здесь возникли два самостоятельных типа зрелищ, причем они почти соответствовали нашему современному пониманию термина «зрелище» – это театральные представления и спортивные соревнования, в первую очередь Олимпийские игры.
Каждое из зрелищ потребовало создания специализированного сооружения, вмещавшего зрителей и обеспечивавшего проведение действа. При всех очевидных различиях в театральном представлении и спортивном состязании вмещавшие их сооружения у греков имели важное сходство: они активно использовали рельеф местности. Места для зрителей устраивались с использованием естественных уклонов местности, рельеф подправлялся и облагораживался (вплоть до облицовки ступеней мрамором, как в Афинах, Эпидавре и пр.).
Но никаких субструкций для поддержания трибун греки не применяли. Следующий принципиальный шаг как в вопросе о типах зрелищ, так и в конструировании зрелищных сооружений, совершили римляне. Отправной точкой для дальнейшего превращения ритуала в развлекательное зрелище стали жертвоприношения. Традиция принесения бескровной (а в отдельных культурах и кровавой) жертвы дожила до нашего времени.
В древности не существовало ни одного народа, культ которого обходился бы без каких-либо жертвоприношений. Обычай приносить человеческие жертвы не существовал повсеместно, но их приносили многие племена, сохранялась эта традиция и на ранних этапах развития государственных систем. Жертва (важнейшая составляющая культа и общественной жизни сообщества), как правило, приносилась публично.
Рядом со многими греческими храмами там, где сохранилась и раскопана древняя инфраструктура священного участка (например, в Пестуме), можно видеть жертвенные алтари. Их расположение свидетельствует о публичном, зрелищном характере жертвоприношения. Однако существовали и ритуалы иного рода, которые гораздо ближе к состязаниям, и именно от них происходят гладиаторские игры.
Это жертвоприношение в виде состязания – в чем-то это сходно с минойскими «играми с быком». Подобные «состязания» существовали у этрусков, от которых римляне унаследовали многие обычаи. Этруски устраивали бои между человеком, обычно пленным, и специально обученной собакой. Состязание устраивали на похоронах высокопоставленных членов общества, и они всегда заканчивались смертью участников.
В конце периода Республики наследие этрусков получило продолжение в Риме, где на похоронах был устроен бой вооруженных пленников в честь усопшего. В дальнейшем бои гладиаторов стали устраивать в Риме время от времени, по особым случаям. Специального места для боев не существовало, их устраивали на Бычьем рынке, на Форуме, у подножия Палатинского холма, где позднее построили цирк Максима.
Для зрелища выстраивали временные деревянные трибуны, которые затем разбирали. Как они выглядели, неизвестно. Через некоторое время интерес к играм стал расти, их стали устраивать чаще, используя, кроме временных трибун, также и цирки, которые были предназначены для других состязаний, что было очень неудобно для зрителей. Римский амфитеатр родился из соединения двух театров, причем в самом прямом смысле.
Римляне уже умели строить временные деревянные театры, где места для зрителей поддерживались субструкциями. Два театра устанавливали на рельсы и перед представлением соединяли их друг с другом, причем зрителям после просмотра театральной постановки даже не нужно было покидать свои места. Такие «катания» одно время были весьма популярны. В дальнейшем из-за нескольких аварий, повлекших жертвы среди зрителей, перешли к строительству более капитальных амфитеатров.
Наиболее ранний из дошедших до нас амфитеатров – в Помпеях. Он сооружен еще по принципам, сходным с теми, по которым создавался стадион в Олимпии и цирк Максима, т.е. с использованием земляной насыпи. Однако амфитеатр уже имел эллиптическую арену, кольцевой обход вокруг нее, позволявший перемещаться бойцам и служителям. Загрузка зрителей в кавею осуществлялась с верхнего яруса, куда люди поднимались по наружным лестницам.
В дальнейшем римляне перешли к строительству амфитеатров классического типа, их конструктивной основой были радиальные стены, поддерживавшие кавею, и арочно-ордерная ячейка, формировавшая фасад сооружения. Этот тип амфитеатра сложился не сразу.
От сооружений переходного периода сохранилось несколько образцов: амфитеатры в Пестуме, в Сиракузах. Величайшим амфитеатром считается Колизей, новаторские приемы которого отчасти были развиты в более поздних сооружениях, например в Капуе.