Исторически в римском доме центральное место занимал атриум. Теснота участка не являлась препятствием к привнесению элемента природы в городское жилище — маленького сада и, если позволяло место, фонтана. Часто в росписях интерьера мотивы флоры и фауны напоминали человеку о первозданной красоте мира.
Стремление к достижению органического единства с природой позже проявилось в виллах и дворцовых комплексах времен Ренессанса и барокко.
Частица природы в виде маленьких садиков и террас с цветами и бурной растительностью остается характерной чертой и современного римского жилища. Примером может служить полифункциональное семиэтажное здание в центральной части Рима на улице Кампанья (В., Ф. и Л. Пассарелли, Черкаго, Костантипи, 1965).
Различные функции (нижние этажи отвадятся под учреждения, верхние — под жилье) внешне четко дифференцированы и акцептированы. Нижняя часть продолжает линию существующей застройки и имеет вид компактного блока из стекла и стали.
Верхние жилые этажи несколько смещены, расположены под углом и в контраст с нижней частью решены в свободной композиции с террасами и висячими садами, с выступающими бетонными стенами. Здесь часть природы органично связана с пространственной структурой здания, что способствует вписанию архитектуры здания в окружающую историческую городскую среду.
В этом здании взаимодействует ряд перекрещивающихся формально-эстетических тенденций: стремление к напряженной эмоциональности сочетается с растущей свободой, с живописностью выразительной композиции, движение от легких, как бы невесомых конструкций металла и стекла к более осязаемой композиции с подчеркнутой пластикой крупных объемов и форм.
Сегодня прогрессивными итальянскими архитекторами особо выделяется проблема реконструкции и нового функционального использования старых индустриальных сооружений.
С этой целью и-80-х годах проводились конкурсы по реконструкции индустриальных сооружений: Бикока предприятия Пирелли в пригороде Милана (1986 г.) и его реорганизация в общественно-культурный центр, а также конкурс на реконструкцию и иол нефункциональное использование производственного корпуса Лииготто завода Фиат в Турине (1983 г.).
Этой же теме посвящалась Миланская секция XVII международной выставки Триеннале в Милане. Здесь была поставлена задача модернизации зданий вокзалов окружной железной дороги Милана и их использование для расширения общественно-культурных функций близлежащих районов.
Проходившая в 1987 г. выставка Триеннале под названием Образ города, путешествие по Италии, 9 проектов для 9 городов явилась завершением цикла изучения проблемы о современном городе и реорганизации в нем общественного пространства (предыдущие две выставки посвящались проблеме жилья и местам приложения труда).
Выставка была разделена на две тематические части: историческую и проектную. В первой части для выбранных 9 городов (Рим, Милан, Турий, Венеция, Флоренция, Неаполь, Болонья, Анкона, Палермо) демонстрировались примеры из истории градостроительства с ретроспективным анализом и с выделением наиболее характерных моментов.
На выставке Рим был представлен как политический город, Милан как индустриальный центр. В венецианском разделе выставки основной акцент делается на проблему взаимосвязи воды и городской структуры, в неаполитанском — исследуются особенности муниципального строительства социальных жилых домов в исторических районах.
В разделах, относящихся к Флоренции и Болоньи изучается градостроительная роль бульваров, которые окружают историческую часть этих городов и с конца XIX века приобретают все более существенное значение для градостроительной структуры.
Из представленных 70 проектов особо выделяются те, в которых, па основе использования оригинальных теоретических принципов и практических приемов, городская структура максимально сохраняется и обогащается новыми сооружениями, модернизируются существующие здания и даются им новые функции.
Например, Арсенал в Венеции реорганизуется как огромный выставочный комплекс, вокзалы в Милане — как общественно-культурные центры, центральные улицы Рима обогащаются новыми административными сооружениями и т. д.
Заслуживает внимание ряд проектов, в которых основной акцент переносится на историю города, на сохранение и развитие его архитектурно-художественных особенностей. Например, интересны с этой точки зрения предложения Людовико Кварони по реконструкции площади Венеции в Риме, где основная доминанта — монумент Витторио Эмануэле II (Саккони, 1912) частично демонстрируется и, тем самым, площадь Венеции пространственно объединяется с императорскими форумами.
Монумент этот своими гигантскими размерами и скульптурными украшениями выпадает из общего ансамбля и вызывает недовольство римлян. В реконструируемом монументе сохраняется только средняя часть, а боковые портики со скульптурными группами упраздняются. В проекте Л. Кварони особенно подкупает узнаваемость форм, традиционно связанных в массовом сознании с понятиями античных руин.
Автор несколько утрированно демонстрирует свою ностальгию по прошлому. Это — своеобразная поэтизация беспорядка (в противовес столь ценимому ранее порядку) средствами архитектуры. Проект показывает мастерство архитектора, которому, благодаря многолетнему опыту и высокому профессионализму, удалось найти свои персональные архитектурные формы выражения