На Кавказе, в Средней Азии и на юге Украины доходные дома претерпевали изменения в соответствии с местными природными и климатическими особенностями. В Баку и Тифлисе получил распространение дом с двухрядным расположением комнат и застекленными галереями. Например, дом Гусейна-оглы в Тифлисе. В Ташкенте сложились два типа доходного дома: 1-этажный с секциями квартир из трех-четырех комнат с парадными входами и лоджиями для зажиточных квартирантов и 2-этажный галерейного типа без секционного членения с квартирами в одну-две комнаты обычного типа. На Украине, в Польше, Белоруссии и Прибалтике доходные дома по своей структуре обычно не отличались от строившихся в русских городах — они были либо секционными, либо коридорного типа. В провинциальных городах центральной России были распространены доходные дома преимущественно в два-три и изредка четыре этажа.
Жилищное строительство конца XIX — начала XX вв. вступило в новый этап. Хотя в своих основах оно развивало принципы, заложенные в архитектуре второй половины XIX в., наиболее распространенным типом жилого дома оставался, как и прежде, многоквартирный доходный дом, но это был уже следующий этап в его становлении. Рациональная переработка сложившихся приемов, упорядоченность расположения корпусов на участке, увеличение размеров домов и преобладание геометрически правильной формы их очертаний, включение в объемы зданий подсобных помещений (магазинов, котельных, прачечных, гаражей и т. д.), стремление организовать весь участок на основе определенной пространственной схемы с большим’значением парадных дворов, которых в домах второй половины XIX в. не было, — характерные черты нового, проявившегося в лучших доходных домах конца XIX — начала XX вв.
Новые приемы обеспечивали более высокую плотность застройки, чем при характерном ранее периметральном расположении. Это позволило отказаться от узких корпусов с односторонней ориентацией окон и строить более экономичные и удобные широкие двойные корпуса. Эти приемы получили распространение и в связи с некоторым изменением характера землепользования. Застройка в этот период стала осуществляться зачастую не на средства индивидуальных застройщиков, а акционерными обществами на больших участках, крупными домами, нередко’ величиной в целый квартал. Дома, возведенные на таких участках,— лучшие образцы жилой застройки конца XIX — начала XX вв. Архитекторы проявляли виртуозное мастерство в застройке больших участков, достигая в ряде случаев максимально возможной степени благоустройства и упорядочения доходных жилых домов в условиях частного строительства.
Квартиры стали более экономичными, строго упорядоченными и дифференцированными по типам, назначению, организации жилых ячеек, своим планировочным приемам, степени благоустройства и даже архитектурно-художественному облику.
В строительстве жилых зданий определились две тенденции, особенно усилившиеся в конце XIX — начале XX вв. С одной стороны, архитекторами отрабатывалась до совершенства (для максимальной экономичности, точнее максимальной доходности) существующая планировка квартир и целых жилых домов. С другой, — архитекторы создавали новые типы планировки, рассчитанные на самые различные потребности, стремясь привлечь возможно больше потребителей. При этом значительно усилилось внимание к благоустройству и комфорту. Многие богатые квартиры городских жилых домов получили в это время центральное отопление, газ, электроосвещение, канализацию, вентиляцию, оборудовались лифтами. Кухни и санитарные узлы, как уже отмечалось, были объединены в группу подсобных помещений, в связи с чем с начала XX в. распространяется строго секционная планировка квартир. Вследствие роста стоимости земельных участков происходило дальнейшее повышение этажности застройки.
В начале XX в. появились доходные дома, включающие корпуса коридорной системы с одной-и двухкомнатными квартирами типа гостиничного номера или общежития. В Петербурге, например, к такому типу домов относится дом на Лиговском проспекте (автор инж. Н. С. Перцев) и огромный 6-этажный дом, занимающий узкий и длинный участок между ул. Фонтанкой и ул. Рубинштейна, б. Троицкая (арх. Ф. И. Лидваль, 1910—1912), построенный в виде одного корпуса, непрерывной лентой охватывающего весь участок и лишь частично его пересекающего. Здесь архитектор сумел с большим мастерством, весьма рационально и экономично застроить участок и придать всему комплексу, занимающему целый квартал, определенное архитектурное единство. Узкий, длинный двор разбит поперечными корпусами на три части. Квартиры дома запроектированы разной степени удобства, размеров и ориентации — от больших шести-восьмикомнат- ных до совсем маленьких, однокомнатных, в расчете на различное имущественное положение жильцов. В однокомнатных квартирах в этом доме (в корпусе коридорного типа) каждая комната разделена перегородкой таким образом, что получилась маленькая передняя и альков, в передней размещены встроенные стенные шкафы, в алькове— умывальник. В некоторых однокомнатных квартирах есть ванная, на каждые 12 комнат имеется кухня и уборная.