Становление мастера
Помощник обер-архитектора (главного архитектора) Ф. Б. Растрелли, затем директор Академии художеств, создатель неповторимой ограды Летнего сада — таков творческий путь талантливого архитектора Юрия Матвеевича Фельтена.
Юрий Фельтен родился в 1730 году в семье Матиаса Фельтена, главного эконома при Санкт-Петербургской Академии наук. В десять лет он поступил в гимназию при Академии наук, а затем учился в Германии (1745 1750) — в Берлине и Штутгарте, где изучал строительное дело. После возвращения на родине Фельтен поступил в Академию наук на архитектурное отделение, где получил знания по перспективе, рисунку, моделированию и другим наукам.
С академическим аттестатом в 1755 году Ю. М. Фельтен поступает на службу к главному архитектору Ф. Б. Растрелли. Обер-архитектор в это время возводил Зимний дворец, и Фельтену представилась возможность показать свои способности. Он воспользовался случаем и очень быстро завоевал авторитет.
Естественно, что на Фельтена не могла не оказать влияние архитектура зданий, построенных Растрелли. Но, начав работать самостоятельно, молодой архитектор отдает предпочтение классицизму. Это видно в его первых выразительных произведениях — зданиях Александровского института (1765 1775) и Старого Эрмитажа (1764).
Сотрудничество Фельтена и Растрелли закончится, Растрелли отойдет от дел, но их творения встанут рядом, как это и произошло в ансамбле Смольного и на Дворцовой набережной.
Во всех своих работах Ю. М. Фельтен остается верен принципам классицизма. Он возводит культовые сооружения, жилые дома, общественные здания.
В 70-е годы он строит три церкви: армянско-григорианскую церковь на Невском проспекте (1771-1780) и две лютеранские церкви — св. Анны на Кирочной улице (1775-1779) и св. Екатерины на Большом проспекте Васильевского острова (1768-1771).
Все три церкви похожи друг на друга. В плане они имеют прямоугольную форму. Каждое здание венчает барабан с полуциркульными окнами, который перекрыт сферическим куполом. Барабаны декорированы парными колоннами (церковь св. Анны), парными пилястрами (армянская церковь) и лопатками (церковь св. Екатерины).
Входы отмечены шсстиколонным чертиком, увенчанным треугольным фронтоном (армянская церковь), четырех колонным портиком с треугольным фронтоном (церковь св. Екатерины) и ионическими колоннами, стоящими но кругу и несущими мощный антаблемент с балюстрадой (церковь св. Анны).
В убранстве церквей использована скульптура (церкви св. Екатерины и армянская). В 1791 году Юрий Матвеевич Фельтен строит четвертую церковь — Воскресения Христова (армянско-григорианская, «Лазаревская усыпальница») на Смоленском кладбище.
К. Росси, О. Монферран и другие зодчие, воодушевленные победами русского оружия, создавали монументальные сооружения, памятники, церкви. Так и Ю. Фельтен, вдохновленный победой русского флота над турецким у Чесменской бухты в Эгейском море, в память о ней строит дворец (1774-1777) и церковь (1777-1780), назвав их Чесменскими.
Согласно легенде, Екатерина II направлялась в Царское Село. По дороге в местечке с названием Лягушачье болото царский выезд догнал гонец. Он привез императрице весть о победе русского флота у Чесменской бухты. Воодушевленная радостным сообщением, императрица приказала на месте встречи с гонцом построить дворец.
В 1770-1780 годы Фельтен занимается постройкой жилых домов в восточной части Дворцовой площади. Впоследствии архитектор К. Росси при строительстве здания Главного штаба, с небольшими переделками включил эти дома в ансамбль Дворцовой площади.
В 1772 году Ю. М. Фельтен стал профессором Академии художеств, а с 1789 года в течение пяти лет был директором Академии. Умер Ю. М. Фельтен в 1801 году.