В том, что цилиндрический столб не кажется сжатым в середине и расширяющимся вверх при рассматривании снизу, можно легко убедиться на опыте. Это подтверждается и тем фактом, что энтазис колонн ясно виден, а потому не является коррекцией оптической иллюзии, относил кривую энтазиса к той же группе коррективов, что и курватуры, и давал для их построения одинаковые рекомендации. Можно привести высказывани, который предлагал метод построения утонения, исходя из перспективных сокращений:
«При утонении надо помнить, что чем колонны выше, тем меньше они должны утоняться, так как высота, благодаря расстоянию, производит сама по себе видимость утонения».
Аналогичное указание дает говоря об утонении дверных проемов и порталов, которое существует в ряде античных и в более поздних памятниках. В этом проявляется отношение теоретиков архитектуры к применению утонения и энтазиса, объясняемых на основе перспективного восприятия.
Энтазис и утонение придают зрительную устойчивость и как бы напряженность колоннам и другим более крупным архитектурным формам. Применение их вызвано также нашими привычными представлениями о существующем в природе облегчении и в связи с этим о сужении форм кверху. Вместе с этим энтазис и утонение подчеркивают и усиливают перспективные сокращения, которые проявляются в зрительном искривлении и сближении вертикальных прямых. Поэтому они придают монументальность, масштабную выразительность сооружению и одновременно вызывают впечатление о большей высоте.
Грандиозное строительство нашей эпохи ставит перед зодчими серьезные задачи. Возведение сооружений большого масштаба требует особой точности и внимательности при решении вопросов видимости и восприятия сооружения, его композиции и трактовки деталей.