Язык цвета в архитектуре

Знаки языка цвета в архитектуре объединяют элементы цвета и элементы архитектурной формы, например, белый наличник, красная комната, серое здание.

Кроме того, они включают также и знаки, синтезирующие цвет с объемом, пространством, а также средства гармонизации архитектурной формы, ритм, масштабность и др.

Этот язык описывает пространственный цветовой бассейн. Цветовое единство или цветовая пестрота, гармония или дисгармония цветностей архитектурных сооружений говорят о цветовой культуре, целостности застройки, характере строительных материалов и т. д.

Язык цвета родился до появления вербального языка. Знаковые системы строятся по принципу языка, но это не значит, что они воспроизводят структуру естественных языков.

Язык цвета отличается от вербального большей подвижностью семантических значений. Один и тот же цвет может резко изменять значения от перемены цветоносителя и контекста: вспомним сложнейшую символику красного цвета.

В то же время сопоставления языка цвета с вербальным языком в вопросах стиля и условностей, нормы и отклонений от нее могут оказаться плодотворными. Так, различная стилистика вербального языка становится возможной при развитой системе синонимов, при появлении новых значений слов, выражений и т. д.

Знаки языка цвета в архитектуре, основанные на бесконечной палитре цветов, помноженной на возможности их комбинирования, а также на различия восприятия создают множество оттенков значений одних и тех же цвето-пространственных элементов, образующих лексику языка.

Это говорит о потенциальных возможностях развития его стилистики. Появляется неограниченная возможность выбора: каждому элементу — знаку — соответствует множество семантических значений.

Использование языка цвета для постижения архитектуры прошлых эпох не исчерпывает его возможностей. Более обширная сфера его применения — современная архитектура, полихромия которой может и должна быть понятной людям.

Язык цвета значительно расширяет художественно-смысловой потенциал архитектуры. Вызывая эмоциональные реакции и переживания, она активнее воздействует на мысли и чувства людей.

Итак, цветовая гармонизация городской среды как задача несравненно более высокого уровня по сравнению с гармонизацией цветов на плоскости требует учета восприятия цвета в пространстве, детерминирована уровнем развития цветовой культуры, социальным статусом и может успешно решаться в процессе градостроительного проектирования при использовании в качестве инструментов гармонизации цветовых систем нового поколения.