Стремление строителя к большей художественной выразительности и при таких условиях нашло себе простор в композиции и декоре галереи. На каждом из фасадов мавзолея галерея расчленена на пять арок; в простенках между ними неглубокие арочные ниши выложены узорной кладкой, как и угловые пилоны. Узоры орнамента последних на каждом из фасадов различны и представляют собой геометрический рисунок, составленный смещением и переплетением швов кладки, а также выступающими кирпичами. Однако в двух случаях происхождение орнамента трудно объяснить характером кирпичной кладки. Особый вопрос составит определение происхождения этих узоров. Орнаментальная кладка выполнена с выступом в четверть кирпича с применением трехчетвертного и половинчатого кирпича, а иногда и вытесанного в форме трапеции, треугольника, ромба, квадрата. Рельефная кладка подчеркивается тенями и потому даже на высоте 15—16 метров хорошо видна снизу. Благодаря затененному фону узорная кладка кажется ажурной, что еще более усиливает впечатление легкости, которое производит галерея соотношением своих частей. Поверхность арок и сводов покрыта алебастровым раствором; по нему нанесена резьба, рисунок которой повторяет узоры кирпичной кладки или представляет собой стилизованные растительные узоры с включением местами надписей. По очертанию арок были сделаны алебастровым налепом фестоны, теперь почти не сохранившиеся. Ритмическая композиция галереи, ее стройные пропорции и орнаментальные узоры кирпичной кладки находятся в полной гармонии с прекрасной резьбой на штукатурке ее внутренних поверхностей. В таком виде предстает перед нами одинокий гигант на пустынной территории древнего Мерва. Огромное воздействие, которое он производит и в своем современном состоянии, объясняется тем, что, несмотря на утрату отдельных частей. ?здание сохранило основные черты художественного замысла строителей. Если такова сила художественного воздействия этого сооружения в его настоящем состоянии, то чрезвычайно привлекательным представляется реконструировать первоначальный облик мавзолея. В существующей литературе, посвященной мавзолею, имеют место лишь отдельные предположения, касающиеся главным образом наиболее спорной стороны вопроса — наружного вида барабана. Относительно четверика можно считать несомненным, что первоначально он был окружен пристройками и, следовательно. не имел какого-либо декоративного оформления. Если бы оно существовало, то им являлась бы узорная кладка как единственный вид наружного декора в архитектуре Туркмении XI—XII веков. Но узорная кладка, естественно, сохранилась бы, поскольку она составляет неотъемлемую часть стены. Таким образом, следует считать, что современный вид нижней части мавзолея и есть первоначальный. Галерея реконструируется на основе обмеров ее отдельных элементов, наиболее сохранившихся с северной стороны. Членение стены лопатками на отдельные части, в которых размещаются арочные проемы или ниши, представляет собой частый композиционный прием в архитектуре этого времени. Лопатки обычно связаны поверху поясом, равным им по ширине и завершающим стену. Это наблюдение, обмеры сохранившихся частей галереи и фотографии дают основания для схемы ее реконструкции. Узоры панно угловых пилонов сохранились настолько, что восстанавливаются полностью, а узоры простенков — предположительно. Надписи верхних панно не поддаются реконструкции. Труднее разрешить вопрос о назначении и первоначальном виде конструкции на барабане, остатки которой сохранились в виде выступов выше галерей. В литературе высказывалось предположение, что первоначально существовал второй ярус галереи, повторявший первый. Может быть, основанием для такого предположения служило то обстоятельство, что сохранившиеся местами выступы повторяют разбивку арок галереи. Но это можно сказать лишь о тех из них, которые находятся на оси каждой из четырех сторон здания, где наблюдаются остатки трех арок того же пролета, что и арки галереи, с простенками, равными по ширине простенкам галереи. Местами выступы сохранили первоначальную глубину и форму. Г. А. Пугаченкова, анализируя конструкции мавзолея, пришла к заключению, что выше галереи на корпусе барабана размещались выступы по контуру восьмигранника, однако считает, что все арки и ниши были заложены. По сохранившимся фрагментам можно сделать следующее заключение. Внутреннее очертание барабана представляет собой правильный восьмигранник, а внешнее — восьмигранник, в котором грани, параллельные стенам здания, больше граней, перекинутых через углы. Стены вышележащей шестнадцатигранной части барабана тоньше, чем восьмигранной. На получившемся в силу этого уступе стены размещались выступы, соединенные поверху арками и повторявшие своим общим контуром наружное восьмигранное очертание барабана. На гранях, параллельных четырем сторонам здания, были выложены три арки, соединенные двумя массивными простенками, облегченными небольшими нишами.