Хроматический состав колористики

Анализ визуального восприятия комплекса позволил определить фрагменты застройки, длительное время находящиеся в поле зрения пешехода, движущегося по внутренним пространствам, и автомобилиста, следующего по внешним магистралям. Эти фрагменты предполагают размещение цветовых акцентов. Были выделены наиболее освещенные и затененные фасады зданий ЭЖК. Фронт затененных фасадов возникает со стороны Волги, что побуждает использовать здесь белые или светлые тона. С противоположной, юго-западной стороны хорошая освещенность способствует поступательному раскрытию застройки, воспринимаемой в виде амфитеатра, что предполагает здесь цветовую артикуляцию многоплановых пространств.

Результаты проведенного анализа позволили разработать несколько вариантов структуры колористики ЭЖК. По мнению авторов, было бы нецелесообразно применять сплошную цветовую обработку зданий комплекса. Необходимо было заставить «работать» как цвет ахроматику бетонных поверхностей, превалирующих в массовом строительстве, поэтому было решено создать контраст между цветами облицовки или покраски и серым тоном бетона, что позволило бы реализовать принцип дифференциации внутренних и внешних пространств комплекса. Для дальнейшей разработки был принят вариант, в котором полихромия концентрируется в интерьерных пространствах комплекса, в то время как внешние пространства в целом характеризуются светлой ахро-матикой бетона. С затененной стороны ЭЖК серые тона могут восприниматься более светлыми за счет включения небольшого количества темного цвета. С юго-западной стороны ахроматика фасадов создает своеобразную кулису, которая позволяет выявить общественный центр, запроектированный в красном кирпиче с белокаменной деталировкой, и увидеть от Мещерского озера внутренние многоцветные фасады домов, выходящих на Волгу.
Далее требовалось определить хроматический состав колористики, на который влияет цветовая палитра архитектурно-природного окружения, региональные климатические особенности и культурно-исторические традиции. ЭЖК рассматривается как часть общегородского центра, поэтому его колористика мыслится неразрывной с цветовым контекстом центра города. Зимняя и летняя цветовые карты центра г. Горького, составленные в результате натурных исследований, показали, что здесь доминируют цвета красного кирпича, желто-охристых покрасок и коричневато-сероватых оттенков дерева и штукатурки. Цветовые особенности региона обусловлены длительностью снежного покрова (до 5 месяцев) и отсутствием зелени в зимний период, преобладанием зеленых оттенков растительности весной и летом, желто-красных — осенью. Значительные водные поверхности Волги и впадающей в нее Оки вызывают высокую влажность воздуха, снижают его прозрачность, что требует контрастной полихромии. Требовалось найти цвета, которые при добавлении к существующей полихромии архитектурно-природного окружения создали бы значительные контрасты. Их подсказала цветовая палитра исторической живописи (иконы, фрески). Подобно архитектурной полихромии она преимущественно строится на красно-желтой гамме, но содержит также глубоко-синий, темно-зеленый, фиолетовый и черный цвета.
Взяв за основу цветовую палитру архитектурно-природного окружения, авторы дополнили ее этими новыми компонентами, отсутствовавшими прежде в местной архитектуре, отчего палитра, став более контрастной, обеспечила большую вариантность цветовой гармонизации. Палитра колористики комплекса содержит, таким образом, обширную гамму красно-охристых и коричневых цветов, традиционную для региона, ахроматический ряд, а также темные цвета: акцентные, зеленые, синие и фиолетовые.
Необходимо было определить потенциальную подвижность будущей колористики, которая обусловлена отделочными материалами и красителями. Большую часть «интерьерных» фасадов комплекса, создающих основное цветовое ядро, желательно было сохранить неизменной по цвету, поэтому было предложено выполнить их в стойком материале, например, облицевать керамической плиткой, что отвечает требованиям индустриализации. Часть внешних фасадов комплекса, а также детские сады и школы могут со временем внести новую ноту в цветовую среду. Их предполагается окрашивать, а затем каждые 3—5 лет в какой-то степени изменять покраску. Резерв подвижности будущей колористики авторы видят в естественном росте зеленых насаждений, в индивидуальном озеленении лоджий и подоконников, а также в развитии системы архитектурного освещения.