Взаимодействие цветовой среды города с природным цветовым контекстом

Взаимосвязь архитектурной полихромии с многоцветием природного окружения как путь формирования цветовой среды города имеет наиболее глубокие исторические корни. Она обусловлена памятью человечества, подсознательно связана с древними временами, когда скромное жилище чело-веха по своему материалу не выделялось из природного окружения и естественно сливалось с ним по цвету. Сегодня этот путь подкрепляется научными исследованиями взаимосвязей архитектуры и природы, образующих целостную систему .
Ранее упоминавшееся уже изучение ландшафтов различных регионов Франции, проведенное Ж. Ф. Ланкло, позволило осознать их цветовую архитектурно-природную целостность, которая не терпит случайного, непродуманного вмешательства. Веками она складывалась усилиями мастеров-строителей, возводивших замки и укрепления, крестьян, строивших неподалеку от них свои дома и культивировавших природный ландшафт. В сознании живущих в ней людей она оставалась близкой, теплой, единственно возможной и поэтому гармоничной. Становится понятным кредо Ланкло, вписывающего свои произведения в существующее цветовое окружение. Он не принимает радикальных преобразований архитектурно-природного цветового контекста, но разработкой современных жестко геометрических архитектурных форм значительных размеров, пусть даже вписанных в этот контекст, все же изменяет его структурно и тем самым вносит в него ноту новизны.

Чтобы убедиться в глубине исследований Ланкло, искренности его отношения к сложившейся полихромии, приведем отрывок его записи,’ посвященной цветовому исследованию провинции Ли-музен. «Крестьянская архитектура — урок простоты. Как вновь найти верное отношение между новым цветом и ансамблем, пережившим столетие? Мы можем только посоветовать обратиться к тональностям, отличным от тех, которые часто используются в наше время, и в первую очередь из уважения к старине откажемся от анемичных пастелей и грязно-белого тона, называемого «цветом камня». Не нужно бояться восстанавливать настоящие краски естественных материалов, даже если они особенно ярки. Тогда, возможно, появится интерес к их сохранению с помощью регулярного ухода … Нас заинтересовал выбор зеленого цвета для окраски ставен и дверей крестьянского дома в Лимузене. Окраска деревянных деталей здесь является основным цветовым оформлением. Зеленый цвет выбран вполне оправданно, так как он вторит зелени ближайшего окружения и связывает цвет покрытой растительностью земли с окрашенными элементами жилища … Ферма, построенная на склоне холма в Карделлаке, представляет собой пример очень простой и гармоничной гаммы цветов, в которой доминируют зеленый цвет растительности и розовый цвет жилищ. Розовый, приближающийся к розовато-серому, цвет штукатурки стен и черепицы крыш повторяет цвет земли назаднем плане. Деревянные детали домов имеют серый цвет средней светлоты, который хорошо согласуется с доминирующими цветами, не контрастируя с ними».
Как видим, урок простоты, восхитивший Ланкло, заключен в предельно лаконичной полихромии и ее непосредственной связи с природными цветами. Прежде всего это цвета строительных материалов. Именно их собирал французский колорист и его коллеги по всей Франции. Граниты Бретани, туфы Турени, глины Севера, земли различных районов — материал, который задает колорит архитектурно-природного ландшафта. Ланкло стремится найти их цветовой эквивалент в современных красителях и использует его в своем «алфавите цветов». Анализ полихромии французских ландшафтов убедил колориста в том, что они никогда не содержат больше двухтрех основных цветов. В этом разгадка убедительной сдержанности цветовых отношений — ключа цветовой гармонии французских городов.