Современные архитекторы говорят на языке своей эпохи, создают свежие концепции и смелые архитектурные проекты, предлагают интересные композиционные формы и решения, но даже лучшие из них обычно испытывают трудности, связанные с недостаточным владением профессиональным языком и специальной архитектурной терминологией.
Известно, что новая архитектурная концепция может возникнуть моментально, как озарение. Однако ни один язык, национальный или специальный, не складывался быстрее нескольких столетий. В архитектурном цехе сложились традиции коллегиального профессионального общения зодчих, необходимого для обмена опытом и передачи знаний.
Профессиональный язык, принятый и прочно укоренившийся в архитектурном сообществе, сегодня, к сожалению, пере стает быть языком общения в среде архитекторов. Ему отводится роль языка описания законсервированного прошлого. В качестве замены ничего нового не предлагается.
Можно возразить, что упрощение языка до молодежного обедненного сленга отражает общий культурный процесс, связанный с возникновением глобальной компьютерной субкультуры. В результате при общении архитекторы используют термины, заимствованные из геометрии, строительства, компьютерной лексики и поэтические обороты речи.
При вербальном представлении своих идей они подменяют профессиональную лексику обыденным языком. Вместо использования одного емкого профессионального термина молодые архитекторы зачастую прибегают к пространным описаниям через косвенные признаки и геометрические характеристики.
Мастер архитектуры И.В. Жолтовский сегодня был бы весьма удивлен и категорически не воспринял бы, к примеру, такое описание объекта, как «большая стеклянная штука на двух опрокинутых цилиндрах»! Особенно заметен «языковый» барьер при общении со студентами преподавателей среднего и особенно старшего поколения в процессе архитектурного образования.
Не имея опыта проектирования в классических и традиционных формах, описание которых на современном архитектурном арго просто немыслимо, студенты с энтузиазмом берутся за ультрасовременные формы. При этом язык описания архитектурных форм, как и сами формы, основывается на трех китах – креативности, эффектности и динамичности. В начале XX в. в архитектуре, архитектурном образовании и науке произошли модернистские изменения.
Не оценивая сам феномен модернизма, постараемся понять его влияние на профессиональную лексику. К сожалению, модернизм не только привносит новые революционные идеи, но, по сути своей, основан на отрицании опыта прошлого, которому остается роль исторического памятника. Тем не менее архитектура, начиная с древних времен, оперирует формами, которым в профессиональном языке соответствуют определенные названия.
Система специальных терминов создавалась и выверялась веками. Любая классификация – это, прежде всего, система. Именно в ней разрозненные понятия соединяются в единое всеобъемлющее знание предмета. Этот профессиональный язык самоценен, поскольку является выражением знания архитектурных форм. Знание теории архитектурных форм различных типов необходимо архитектору.
Однако изучать классические и различные неклассические архитектурные формы целесообразно по отдельности, поскольку каждый тип форм имеет свои закономерности развития и применения, ему принадлежит определенная терминология. В целом все многообразие типов и форм должно быть в творческом активе современного архитектора, что, в свою очередь, предусматривает соответствующие навыки и знания, в том числе владение терминологией.
В настоящей статье рассматривается один из аспектов знания архитектурных форм – классификация, придающая любым знаниям системность и порядок. Система, в свою очередь, составляет основу построения учебного курса. Поэтому принципы и подходы к классификации архитектурных форм следует искать в работах мастеров архитектуры, написанных в качестве учебных пособий по предмету «Архитектурные формы».
Первыми шагами в этом направлении, возможно, будет введение дисциплины «Теории архитектурных форм» в состав учебных дисциплин для подготовки архитекторов, разработка современной программы и учебно-методических материалов, системно организованных на базе предложенной нами классификации форм.
Визуальный ряд, отражающий многообразие архитектурных форм, представляет эстетическое удовольствие при просмотре, а их классификация поможет студентам овладеть архитектурной терминологией и станет реальным подспорьем в учебе и дальнейшей практической работе, так как даже частичная утрата культуры профессионального языка – это утрата проектной культуры архитектора.