Резьба по терракоте входит в обширный круг приемов замечательного среднеазиатского орнаментального искусства. Подлинной сокровищницей этого искусства можно считать южный мавзолей из узгенского комплекса. Главный фасад, скомпонованный как портал, облицован терракотовыми плитами. Поражает неистощимое разнообразие мотивов орнамента — растительного, геометрического (гирихи), эпиграфического, а также превосходная техника резьбы — то углубленной, то плоской, то почти линейной. Портальную нишу обрамляют полосы, в которых плоская резьба орнаментальных мотивов чередуется с великолепными высоким рельефом вырезанными надписями. Каллиграфия служила средством художественного воздействия, а содержание надписей — средством идеологического. Колонны состоят из терракотовых блоков, сплошь покрытых густой неглубокой резьбой. Терракотовая же капитель в форме маковой головки увенчивает колонну, поставленную на базу. Другие фасады мавзолея лишены украшений.
Оба мавзолея по своей структуре не отклоняются от сформировавшегося типа. В северном мавзолее паруса арочные, в южном — арочно-ступенчатые. Интерьеры не имеют какой-либо отделки, кроме штукатурки. Главные фасады узгенеких мавзолеев, скомпонованные, как их порталы, резко отличаются художественными принципами от мавзолеев Хорасана. Если там объемная композиция занимает основное место, то здесь декоративные средства используются как господствующий прием.
Терракотовыми плитками со штампованным геометрическим или растительным узором из народных орнаментальных мотивов декорирован теперь полуразрушенный мавзолей Айша-биби (Казахстан).
При той же конструктивной структуре иной вариант типа представляют мавзолеи Ургенча, сохранившиеся от конца XII—начала XIII вв. В конце X в. Ургенч стал столицей объединенного Хорезма. Благоприятные экономические и политические условия способствовали развитию общей культуры и строительной деятельности в Ургенче. Строились дворцы, общественные здания. Была построена большая мечеть с минаретом диаметром 9 м, разрушенные как и большинство построек в 1221 г. монголами. В этот период расцвета Ургенча сложились строительные и художественные традиции, отражение которых находим в архитектуре двух сохранившихся от домонгольского времени мавзолеях — так называемый Фахр-ад-дин-Рази и султана Те- кеша.
Небольшой по величине (внутренние размеры 3,5X3,6 ж) мавзолей Фахр-ад-дин-
Рази характерен очень четким объемом — основная кубовидная часть, слегка расширенная книзу, несет 12-гранный (снаружи) барабан, увенчанный 12- гранным шатром. Главный фасад (как первоначально и другие) облицован шлифованным кирпичом и расчленен тремя нишами в прямоугольниках, которые объединены одной рамкой эпиграфического орнамента. Щипцы и тимпаны арочных ниш сплошь покрыты резным орнаментом по терракоте, изображающим листья и гибкие побеги, вьющиеся и взаимно пересекающиеся. Резьба осуществлена уникальным приемом — сделана раскладка кирпича фасадной стены; кирпичи покрывались слоем в 3 см подготовленной глины, на ней производилась резьба, после чего слой разрезался по швам между кирпичами, вместе с которыми отправлялся на обжиг. Вырез сквозной, до кирпича, перпендикулярный к его, плоскости. Некоторые элементы узора достигают толщины всего несколько миллиметров. Резьба превосходного рисунка, с глубокими тенями, производит большой художественный эффект.
На пирамидальном шатре бирюзовым кирпичом выведен несложный геометрический узор, а под ним барабан первоначально был опоясан фризом из глазурованных плит. В интерьере ярус парусов не отделен горизонтальным членением от четверика. Паруса — сталактитовые из терракотовых плит. Внутренний сфероконический купол значительно ниже шатра.
В противоположность мавзолею Фахр- ад-дин-Рази мавзолей султана Текеша, создателя могущественного государства Хо- резмшахов (умер в 1200 г.), имеет внушительный интерьер — 11,45×11,45 м в плане и высоту около 12,5 м до купола. Гладкие снаружи, глухие стены четверика достигают толщины 3,5 м. Они держат высокий барабан с двухгранными выступами и крупными сталактитами под шатром. Барабан охвачен поясом из глазуровых бирюзовых плит с надписью, выполненной нале- пом. Барабан несет конический шатер, облицованный глазурованным бирюзовым кирпичом. На северном фасаде выступает, по-видимому, незаконченный строительством портал с терракотовыми сталактитами в покрытии ниши. В интерьере купол опирается на восемь арок барабана. Выше переход к куполу смягчается 16-гранником с нишами в виде раковин на его гранях.
Представление об архитектуре рассмотренного времени будет неполным, если не учесть резной орнаментации деревянных элементов зданий как средства художественного обогащения. Сохранившиеся детали— колонны, двери, михрабы и др.— представляют собой предметы подлинного искусства.
Своего рода заповедником резных колонн можно назвать хивинскую Джума-ме- четь, где из 212 деревянных колонн 25 было древних, орнаментированных резьбой. Здание мечети, как предполагается, построено в XVIII в. Древние резные колонны были собраны из разных зданий, поэтому некоторые из них подрезаны, а другие поставлены на подставки. Однако все они объединяются общей композицией. Колонны состоят из базы (кузаги-кувшин), несколько суживающегося ствола и капители. На половине высоты ствол охвачен поясом надписи, а ниже покрыт резьбой, реже — на всю высоту. Колонны стоят на каменных квадратных пьедесталах, расширяющихся книзу. Колоннам присуща определенная система пропорциональных отношений, в которой радиус базы служит модулем.
Наиболее ранние колонны сохраняют технику резьбы древнего периода — глубокий рельеф с треугольным вырезом без фона. Надписи выполнены почерком куфи с округлым рельефом. В орнаменте обильно представлены растительные мотивы. В дальнейшем, в XII в., остается неизменной форма колонн, пропорциональные отношения, отдельные мотивы, но в целом орнамент перерабатывается. Сетка двойного контура заполняется растительным мотивом— витками с листиками. Куфические надписи переплетаются с листьями и цветами.
К уникальным памятникам резного дерева относится и михраб из селения Иско- дар Зеравшанской долины (Таджикская ССР). Килевидная с фестончатым нижним очертанием арка, представленная в зодчестве Средней Азии немногочисленными примерами, говорит о связях с Индией. С другой стороны, узоры орнамента близки другим зеравшансшм памятникам резного дерева. Геометризованные элементы в орнаменте дают основание отнести его к XI в.
Характерные сооружения средневекового мусульманского Востока — минареты, придавали городам своеобразный облик своими башенными силуэтами. В Средней Азии они возводились в традиционной местной форме сторожевых и сигнальных башен; круглые в сечении, с утонением стволов, минареты завершались легкой надстройкой в виде фонаря.
Ствол минаретов состоит из наружной стенки кольцевого сечения и внутреннего столба на всю высоту минарета. Внутри ствола кирпичная лестница, спиралью охватывающая столб, ведет на верхнюю площадку, одновременно осуществляя связь между столбом и стенкой. Для этой же цели часто закладывались радиально деревянные (обычно арчевые) брусья, образуя ребра ступеней. Верхняя площадка, выступающая из ствола минарета, поддерживается его карнизом. Она представляет собой круговой балкон, огражденный аркадой, на которую опирается покрытие минарета. Ствол большинства минаретов ставился на восьмигранный цоколь.
Коничность ствола, придающая стройность минаретам, понижала центр тяжести сооружения и увеличивала этим самым его устойчивость при ветровой нагрузке и землетрясениях. Той же цели служил алебастровый раствор, пластичность которого позволяет сооружению вместо жесткого сопротивления в известной мере деформироваться и не разрушаться.
К числу строительных приемов, увеличивающих устойчивость минаретов, относится прокладка в их сечении каменных плит, деревянных колец из брусьев. На большинстве минаретов следы значительных разрушений. При землетрясениях прежде всего разрушались верхние части. В настоящее время из сохранившихся от того периода только бухарский минарет Калян и минарет в Вабкенте удержали свои, завершения и позволяют судить о законченной форме среднеазиатских минаретов XI—XII вв.
Кирпич для минаретов использовался по обычным для того времени размерам и форме. Лекальный кирпич редко употреблялся в кладке минаретов (минарет в Ку- ня-Ургенче 1011 г.). Узорная кладка, широко использованная на внешней поверхности минаретов, осуществлялась кирпичом более мелкого размера, что облегчало выкладку на конической поверхности. Орнаментальная кладка, отличающаяся разнообразием узоров и их сочетаний, осуществлялась технически безупречно.
В числе наиболее ранних минаретов — минарет близ г. Токмака (Киргизстан), существующий на территории городища Бурана (разрушенный монголами средневековый город, не установленный по названию). Узорная кладка на поверхности минарета чередуется с обыкновенной. Однако отсутствие четкого разделения между ними уменьшает контрастность и соответственно художественный эффект. Неразработанность этого декоративного приема, возможно, свидетельствует о ранней дате сооружения минарета — X в. или рубеж X—XI вв. Минарет уцелел на высоту 21,6 м при нижнем диаметре в 8,85 м. По аналогии с другими минаретами того же диаметра можно предполагать его высоту в 2 раза большей.
Значительно меньше был минарет в старом Термезе (1032 г.), входивший в комплекс мечети Чор-Сутун. В первой четверти XX в. высота его цилиндрического ствола (теперь не существует) равнялась 13 ж, а диаметр — 3 м. Благодаря малым размерам стройность достигалась и при цилиндрической форме (единственный пример такой формы) ствола, украшенного несколькими поясами надписей (в одной из них указана дата постройки).
Превосходная узорная кладка покрывает всю поверхность минарета в Узгене (XI в.) в виде примыкающих один к другому поясов плоских и рельефных узоров. Сохранившийся на высоту 17 м, в XX в. он был надстроен фонарем без восстановления первоначальной высоты. По аналогии с другими постройками этого типа можно допустить, что при нижнем диаметре в 9,4 м минарет достигал около 40 м высоты. Это было характерно для поры расцвета городов, в том числе Узгена.