Успенский собор

В царский период в монастыре было два храма: соборный Успенский (1569, построен на месте явления в 1569 г. иконы Божией Матери «Одигитрия») и во имя святителя Николая Чудотворца (1844). В обители пребывали три чудотворные иконы: явленная Святогорская икона Божией Матери «Одигитрия», явленная здесь икона Божией Матери «Умиление» и чудотворная икона «Феодоровская». Монастырю принадлежали три часовни, из него совершались 14 крестных ходов. При монастыре работали церковно-приходская школа на 40 детей, странноприимный дом с отделениями для мужчин и женщин, книжная лавка, гостиница В начале XX в. в монастыре жили 12 монахов и 22 послушника В царский период Святогорский монастырь у местных дворян-помещиков и крестьян пользовался высочайшим почтением. Помещики направляли в монастырь щедрые пожертвования. В числе по- жертвователей в монастырскую казну были прадед поэта А.П. Ганнибал и его потомки. А.П. Ганнибал выбрал у стен Святогорской обители место для родового кладбища АС. Пушкин часто приходил в этот монастырь. По прибытии в ссылку в Михайловское он был отдан под духовный надзор настоятеля этого монастыря игумена Ионы и обязан был к нему являться. Особенно любил поэт знаменитые святогорские ярмарки, устраивавшиеся у стен монастыря. Пушкин наблюдал за бытом и нравами Святогорского монастыря, пользовался старинными русскими летописями из монастырской библиотеки, дружил с иеромонахом Василием (который ведал этой библиотекой), все это помогло ему в работе над трагедией «Борис Годунов», легло в основу некоторых сцен этой трагедии.

В Святогорском монастыре сохранились Успенский собор (1569, памятник псковской архитектуры; стенная роспись погибла в середине XIX в.), каменная ограда из больших камней со СВЯТЫМИ воротами (или Пятницками, раньше около них был не сохранившийся Пятницкий храм) и Анастасьевски- ми воротами (около них была несохранившаяся Анастасьев- ская часовня), каменная светелка для привратника, Братский корпус (построен на месте деревянного в 1820, уничтожен фашистами в 1944, восстановлен), 2 старинные лестницы из огромных камней-валунов (ведут к Успенскому собору).

Престол Успенского собора находится над пнем того дерева, где произошло явление иконы Божией Матери «Одигит- рия». В Успенском соборе, в его алтарной части, похоронен умерший в Михайловском младший брат А.С. Пушкина — Платон (1817—1819, поэт присутствовал на его похоронах). АС. Пушкин задолго до смерти высказал желание быть похороненным в Святогорском монастыре на родовом кладбище Ганнибалов-Пушкиных (здесь похоронены в 1806 г. — его дед Осип Абрамович, в 1818 г. — бабушка Мария Александровна, в 1836 г. — мать Надежда Осиповна, в 1848 г. — отец Сергей Львович). Когда в 1836 г. АС. Пушкин хоронил здесь свою мать, то купил место и для своей могилы. В 1837 г. в Успенском соборе стоял гроб с телом А.С. Пушкина- На его похоронах было немного людей, в том числе ПА. Осипова с двумя младшими дочерями, А.И. Тургенев (единственный из всех друзей поэта, кто его хоронил), старый дядька — слуга поэта Н.И. Козлов, местные крестьяне. Гибель Пушкина вызвала невиданную для того времени демонстрацию народного горя, в Петербурге десятки тысяч людей пришли прощаться с ним. Это столь сильно испугало царя и правительство, что время и место похорон держались в строжайшем секрете. Вот почему похороны А.С. Пушкина не были многолюдными. На могиле А.С. Пушкина вначале стоял деревянный крест, а в 1841 г. по настоянию его вдовы на средства опеки над семьей и имуществом Пушкина на его могиле установили беломраморный обелиск, в нем — ниша с траурной урной (худ. А. Пер- магоров).

После 1917 г. монастырь закрыли и разорили, в монастырских зданиях размещались школа крестьянской молодежи и типография районной газеты. Со временем большую монастырскую территорию включили в состав Пушкинского заповедника Во время Великой Отечественной войны, когда территория здесь была оккупирована гитлеровцами (1941— 1943), они при отступлении заложили в ограде этого монастыря более 4 тысяч мин, взорвали Успенский собор, разрушили монастырские строения, заминировали могилу А.С. Пушкина Восстановление монастырских памятников проводили в 1945—1950 гг. под наблюдением компетентной комиссии во главе со знаменитым зодчим А.В. Щусевым (1873—1949). Святогорский монастырь возвратили Церкви в конце XX в., он возродился как действующий религиозный центр в 1992 г. В монастыре живут более 60 человек братии.