Значимую роль имела Псковская земля в жизни и творчестве художника, писателя, археолога и общественного деятеля Николая Константиновича Рериха (1874—1947), который с детства и юности оценил плодоносные вдохновляющие качества этих мест. Н.К. Рерих родился в Петербурге, в семье дворянина К.Ф. Рериха из старинного рода шведского происхождения, который был известным нотариусом в столице России тех лет, служил нотариусом в Санкт-Петербургском окружном суде. Матерью Н.К. Рериха была МВ. Калашникова, происходившая из семьи псковского купца. Свадьба родителей Н.К. Рериха состоялась в 1860 г. на Псковской земле, в г. Остров, после нее молодые супруги уехали в Петербург, где у них родились четверо детей. Каждое лето семья Рерихов, в том числе их второй ребенок Николай, отдыхали в Острове у бабушки Т.И. Коркуновой-Калашниковой, которой принадлежал старинный большой дом с огромным садом. Здесь, на Псковской земле, началось знакомство пытливого впечатлительного мальчика с древними былинами и сказаниями, проявился его интерес к русской старине (неудивительно, что одну из первых своих картин, написанную Н.К. Рерихом в 20 лет, он называл «Пскович», или «Псковский рыцарь»). Н.К. Рерих использовал виды Изборско-Мальской долины в своих картинах «Дозор» и «Тайник». На полотне Н.К. Рериха «Псковский погост» изображён силуэт ворот кладбищенской ограды в селе Сенно. Написал он и Никольский храм Псково-Печерского монастыря. В Пскове интерьер часовни Святой Анастасии (арх. А.В. Щусев, 1911) был расписан фресками по эскизам Н.К. Рериха
Супруги В.Ф. и М.В. Рерихи любили путешествовать и брали с собой своих детей. В 1891 г. художник М. Микешин обратил внимание на живописные способности 17-летнего Коли. Рерих стал одновременно учиться в Петербургском университете и Петербургской Академии художеств (ее окончил в 1897 г.). В 1899 г. Русское археологическое общество командировало Рериха в Тверскую, Новгородскую, Псковскую губернии для изучения вопроса о сохранении памятников старины (к этому времени он уже имел опыт работы в археологических экспедициях, в которых участвовал в студенческие годы). В 1900 г. в Париже, на Всемирной выставке, была представлена его картина «Сходятся старцы», что стало началом его длительного художественного успеха. Он сотрудничал с Сергеем Дягилевым в пропаганде русского искусства за границей, участвовал в выставках «Мир искусства» и других. В 1903—1904 гг. Рерих вместе с женой путешествовал по городам России (их было более 40), изучал народное и древнерусское искусство, написал более 90 полотен по результатам этой поездки. Рерих стал руководителем большой художественной школы при Обществе поощрения художников, писал художественные полотна, оформлял театральные постановки. Он успешно участвовал в выставках русского искусства в Риме, Париже, Берлине, Брюсселе у Вене, Кондоне и других городах в 1906—1914 гг. Ему были близки по духу символизму таинственность у мистицизм, он мечтал о сближении духовного наследия Востока с новейшими научными открытиями и социальными учениями. В 1916 г. из-за болезни Рерих переехал из Петрограда в Карелию, стал жить в городе Сердоболь (ныне Сортавала). После осенних событий 1917 г. Рерих вышел в созданную А.М. Горьким Комиссию по делам искусства. В 1918 г. он уехал из России путешествовать, искал лучшее место для жизни и творчества. Его художественные выставки с успехом прошли во многих странах Европы и в США. В 1920 г. Рерих организовал Международный союз художников «Кор Ардене», а в 1921 г. — Институт объединенных искусств (с секциями изобразительного искусства, музыки, хореографии, театра, архитектуры и др.). В 1923 г. в Нью-Йорке был создан на основе нескольких сотен полотен Рериха Музей им. Н.К. Рериха. В 1923—1928 гг. и 1934— 1935 гг. Рерих и его сыновья путешествовали по странам Азии, посетили Монголию, Китай, Тибет, были на Алтае, в Забайкалье, Средней Азии. С 1928 г. Рерих и его семья окончательно переселились в Индию, стали жить в долине Кулу (колыбель древнейших памятников культуры — более чем двухтысячелетней давности). Он основал Институт гималайских научных исследований «Урусвати» («Свет утренней звезды»), утверждал экуменистическое мировоззрение, высоко ценил буддизм, изучал и другие мировые религии. Год от года он все больше видел себя как учителя, способствовал созданию по всему миру общества имени Рериха (около 80), активно выступал в защиту общечеловеческих ценностей. Н.К. Рерих собирался вернуться в Россию, но не успел. Он умер в возрасте 73 лет в Индии, тело его по индийскому обычаю сожгли, а прах развеяли с горы. Многие его художественные полотна по его завещанию были переданы в Россию. Сын Н.К. Рериха — Святослав (р. 1904 г.) стал живописцем, уважаемым человеком в Индии и почетным членом Академии Художеств СССР (с 1978). Старший его сын — Юрий (1902—1960), прожив более 30 лет в Индии, вернулся в Россию, стал крупным советским востоковедом (создал труды по тибетологии, буддийской философии и религии).