Творческая раздвоенность Барри

В южном фасаде Британского музея (закончен в 1847 г.) особенно сказывается увлечение греческой античностью. В это время выходит книга Стюарта и Реветта об античном зодчестве, которое усиленно пропагандируется.

На смену подражанию античности пришло увлечение готикой. Первые ростки новой тенденции зародились еще в конце первой четверти XIX в. Однако, как это ни странно, готическая архитектура, блестящие образцы которой в изобилии находятся в Англии, была в начале XIX в. менее привлекательна для английских архитекторов, нежели античная.

В середине же столетия неоготика начинает занимать доминирующее положение в развитии английской архитектуры. Крупнейшим сооружением, относящимся к первой стадии развития этого стиля (ранней викторианской готики), является Английский парламент, построенный по проекту арх. Чарльза Барри в сотрудничестве со страстным приверженцем и пропагандистом готики — архитектором и художником А. Пэджином. Старое здание, в котором собирались депутаты парламента, — капелла св. Стефана, построенное во времена короля Эдуарда III, погибло от пожара в 1834 г.

Строительство нового здания по проекту Барри началось в 1840 г. и в основном было закончено к 1857 г.

Творческая позиция Барри была двойственной. Воспитанный в традициях школы Дюрана, Барри приблизительно в тот же период, когда началось проектирование и строительство здания парламента, выступил с рядом произведений, в которых он пытался пересадить на английскую почву композиционные приемы итальянского ренессанса.

Однако, проектируя главное правительственное здание, Барри под влиянием националистически настроенных заказчиков и своего сотрудника Пэджина счел уместным прибегнуть к мотивам готики в ее позднем тюдоровском варианте («перпендикулярный стиль»).

Творческая раздвоенность Барри очень отчетливо сказалась на композиции здания. Проектируя сложный архитектурный организм парламента, Барри стремился по мере возможности соблюсти симметрию и регулярность классических построений. В плане здания сильно выделен центральный холл, расположенный на пересечении продольной и поперечной осей. Симметрично справа и слева от центрального холла размещены главные парламентские помещения: палата лордов и палата общин. Также симметрично по отношению к главной поперечной оси спроектированы и внутренние дворики, примыкающие к этим палатам. Однако полностью соблюсти симметричную композицию было невозможно. Этому препятствовало и огромное многообразие помещений парламента, и наличие на участке старинного здания Вестминстер- холла — одного из старейших лондонских сооружений. В силу этого Барри пришлось пойти на компромисс. Часть здания, выходящая на набережную Темзы, спроектирована с соблюдением почти точной симметрии. Противоположная же сторона, связанная с Вестминстер-холлом, асимметрична. Вынужденный элемент асимметрии подчеркнут в объемном построении и силуэте не только наличием Вестминстер-холла, но и двумя башнями, различными по своей высоте и объемам: Викторией и Часовой со знаменитым часовым колоколом Биг-Беном.

Разработка фасада, в котором участие Пэджина несомненно, базируется на очень умелом использовании композиционных приемов поздней готики, в частности мотива перпендикулярных членений, характерных для этой стадии готической архитектуры.

Постройка парламента, как уже упоминалось, длилась много лет. К концу строи

тельства этого обширного здания неоготика в Англии вступила уже в новую фазу, которую англичане называют Высокой Викторианской готикой. Поэтому к моменту окончания постройки здание парламента по характеру своей архитектуры казалось уже несколько устаревшим.

Неоготика была особенно популярна в церковном строительстве. Поощряя этот стиль, церковные заказчики имели в виду, очевидно, преемственную связь неоготики с английским церковным зодчеством средневековья.

Одной из причин такого распространения неоготики в Англии середины XIX в. является большая гибкость ее композиционных приемов, живописность общего облика готических зданий, хорошо увязывающихся со средневековой застройкой английских городов. Живописность композиции в это время усиленно противопоставляется холодной регулярности классицизма. Многие английские историки искусств объединяют не только неоготику, но и другие стилистические поиски, имеющие целью отойти от строгости классических построений, общим термином «живописный стиль».