Структура заповедной зоны Арбата естественно организуется пронизывающей ее улицей — своеобразным стержнем, пространственно выраженным руслом района. Плотная застройка образует при сравнительно небольшой ширине древней улицы узкий коридор длиной более километра. Арбат зрительно противопоставлен разорванному пространству проспекта Калинина, высотные здания которого хорошо видны из заповедной зоны. Авторы задались целью с помощью цвета развить элементарное пространство улицы Арбат, как бы расширив его за счет пересекающих улиц и переулков.
В ходе анализа исторической полихромии зоны Арбата были определены даты сооружения большинства ее зданий, что позволило приближенно установить и достоверные цвета, принадлежавшие им в ту или иную эпоху. На протяжении более чем трехсотлетней истории Арбата его цветовая среда достаточно полно отражала многообразие полихромии центра Москвы, она только претерпевала более радикальные изменения по сравнению с другими центральными районами из-за многочисленных реконструкций. Возникла задача научно обоснованного и художественно убедительного распределения этого обширного цветового материала в соответствии с особой ролью заповедной зоны в окружающей градостроительной структуре. Ведь зона была задумана прежде всего как выделенное пешеходное пространство, место неторопливых прогулок и отдыха, функционально и психологически «разгружающее» соседнюю представительную и динамичную магистраль — проспект Калинина. Разумеется, при этом следовало в максимальной степени учесть расположение достоверной полихромии исторических построек — в основном зданий начала XIX в. В то же время изначальное покрытие ряда зданий конца XIX — начала XX в. серой штукатуркой делало возможным привнесение практически любых цветов, необходимых для создания современной цветовой композиции заповедной зоны.
Было решено чередовать акценты теплых и холодных цветов, сосредоточиваемых в местах пересечения Арбата с другими улицами, на протяжении всей вытянутой территории зоны. Активность этих акцентов постепенно должна была гаситься в пространстве Арбата в обе стороны от каждого перекрестка и в глубине примыкающих улиц и переулков. В результате этого чередования цветовых акцентов однообразно протяженное пространство Арбата могло получить ритмическую организацию и возможность зрительно развиваться вширь. Этот основной принцип колористики района предусматривал введение меняющегося по цвету единого мощения всей пешеходной зоны, а также озеленения вьющимися растениями торцов некоторых зданий. Авторы предполагали, что пешеходу, идущему по реконструированному Арбату, на каждом из перекрестков должна была раскрываться вся полихромия соседствующих акцентов, гармонично дополняя ту цветовую гамму, в окружении которой он находится. Насыщенная цветовая среда заповедной зоны, построенная на хроматическом материале минувших эпох, способна создать активное, пульсирующее цветовое поле, которое будет столь энергично контрастировать со строгой ахроматикой проспекта Калинина, что и сам проспект приобретает новые художественные качества.
При выполнении покрасочных работ в ходе реконструкции Арбата в 1985 г. были допущены значительные отклонения от предложенного проекта, преимущественное внимание уделялось цветовым реконструкциям отдельных зданий, а не ансамблю в целом. В результате не была достигнута цветовая композиционная целостность улицы, предложенная авторами.