Архитектура стран средневекового Востока формировалась по-разному. Но общим для всех них было активное влияние на традиционное зодчество строительных приемов и конструкций, сложившихся в мусульманском мире.
Ислам сформировал совершенно новые типы зданий, которые не были известны ранее. Ими стали мечети для отправления религиозного культа. Размеры их были как небольшими, так и весьма внушительными. Огромные залы могли вмещать тысячи молящихся людей. Мечетям сопутствовали минареты — высокие башни с балконом наверху, откуда мусульмане созывались на молитву.
Появились религиозные учебные здания — медресе. Захоронения крупных религиозных деятелей или правителей производились в мавзолеях. Примером может служить вращающийся мавзолей сельджукской принцессы Шах Джихан Хатун (1267). Круглый мавзолей воздвигнут на квадратном основании с закругленными углами. Создается впечатление, что башня может вращаться вокруг оси, отчего и произошло название мавзолея.
Город на средневековом Востоке являлся не только торговым и административным центром. В городах размешались библиотеки, университеты, обсерватории. Одна из таких обсерваторий сохранилась в Индии в Джайпуре. Астрономическая обсерватория носит название Джантар-Мантар и содержит множество огромных сооружений, которые служили инструментами для наблюдений за солнцем, звездами и луной. Исследования, проводившиеся в обсерватории, давали высокую точность измерений положений космических тел, что позволяло предсказывать многие астрономические явления.
Правители часто возводили для своих дворцов укрепленные форты. Одним из таких мощно укрепленных фортов стал форт Амбер в индийском Джайпуре с красивейшим дворцом правителя. Здесь и на торговых путях возникали караван-сараи, где останавливались большие груженые караваны верблюдов. В странах с сухим и жарким климатом сложился свой тип жилища с внутренним двором и затененной навесом галереей.
В непосредственной близости с арабо-мусульманским миром находилась Византия с ее древними строительными традициями, воспринятыми ещё от античного Рима. Это не могло не сказаться на заимствованиях строительных приемов многими странами мусульмано-арабского мира, соседствовавшего с ней. Строительные материалы определялись прежде всего природными возможностями региона.
И поэтому на Ближнем Востоке, как и ранее, строили из камня, кирпича и даже бетона. Индия также традиционно продолжала строить из камня, а вот китайская архитектура изначально была деревянной. На протяжении всего Средневековья Китай не отступил от этих традиций, каменное строительство не получило здесь широкого распространения и представлено значительно меньшим количеством построек.
Впитывая огромный опыт Византии, арабские мастера быстро восприняли основные уроки строительного искусства, наиболее сложными из которых по- прежнему оставались секреты перекрытия больших пролетов. Наряду с применением в мечетях плоских куполов на парусах мусульманские архитекторы использовали также купольные покрытия на основе стрельчатой арки. В такой конструкции значительно снижались распорные усилия, что позволяло обходиться без мощных контрфорсов или полукуполов, воспринимающих распор.
И если на начальном этапе формирования мусульманской архитектуры применялась чаще полуциркульная арка, то переход к стрельчатой арке и затем подковообразной совершился достаточно быстро. На разрезах мавзолея султана Санджара в Мерве24 (XII в.) и Олджейту-Ходабенде в Султанин (начало XIV в.)видно, что в первом случае для восприятия распора от полуциркульного свода потребовалось создать мощное кольцо, а во втором — было достаточно устройства изящной сводчатой галереи.
Наряду с византийским приемом использования куполов на парусах эти конструктивные особенности стали отличительной чертой мусульманской архитектуры. На Ближнем Востоке одновременно появился чисто декоративный прием, который выработал причудливую подковообразную форму арок с повышенной стрельчатой серединой и одновременно трехлопастную арку.
Эти приемы остались исключительно для декорирования зданий, придавая пм характерный восточный колорит. Арки складывались как из камня, так и из кирпича. Особенно интересный прием многоярусных и переплетающихся аркад сложился на территории Испании во времена Кордовского халифата. Мечеть в Кордове представляет собой наиболее выдающийся памятник этой эпохи, в котором была применена двухъярусная аркада.
В этой системе, кроме декоративного многообразия, присутствует и конструктивная логика. Опоры подарками имеют сравнительно небольшую высоту, что при большой общей высоте помещения сделало возможным устройство двухъярусной аркады. Однако арки играют роль самонесущих конструкций, которые являются исключительно связующими элементами между опорами, придающими последним большую устойчивость и пространственную жесткость всей конструктивной системе в целом.
Переплетающаяся система арок, соединяющая их попарно через одну, создает еще большую конструктивную устойчивость аркад. Интересным представляется прием сооружения больших арок на основе малых арочных структур, которые приобрели вид, схожий со сталактитами. Такое возведение арок позволяло отказаться от опалубки, необходимой только для возведения самого верхнего участка арки или свода. Позднее сталактиты приобрели чисто декоративный характер, особенно украшенные дополнительными подвесками, как в Альгамбре25.